Воспитатель детского сада



Скачать 474.82 Kb.
страница1/3
Дата30.04.2016
Размер474.82 Kb.
  1   2   3

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ  ПРОБЫ

СФЕРА  ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 
ЧЕЛОВЕК  —  ЧЕЛОВЕК


ВОСПИТАТЕЛЬ  ДЕТСКОГО  САДА

7—8 классы

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ  ЗАПИСКА

      Профессиональная проба «Воспитатель детского сада» направлена на выявление у школьников склонностей к работе с детьми, к педагогической деятельности.

      Цели программы состоят в актуализации процесса профессионального самоопределения, выявлении индивидуальных возможностей и способностей школьников к работе с детьми.

      Задачи программы заключаются в передаче учащимся сведений о сфере профессиональной деятельности человек — человек; формировании интереса к педагогической деятельности и начальных знаний и умений, необходимых при работе с людьми.

      Воспитатель детского сада должен испытывать любовь к детям, обладать эмоциональной устойчивостью, организаторскими способностями, наблюдательностью, отзывчивостью, терпеливостью, внимательностью, уметь организовывать внимание и поведение одновременно многих детей, быстро переключаться с одного вида деятельности на другой и выполнять работу, быть всегда способным к экспромту. Он должен иметь знания по психологии, физиологии, педагогике, анатомии человека, уметь шить, мастерить, клеить, играть с детьми, быть обаятельным, жизнерадостным и веселым, всесторонне развитым, обладать чувством юмора.

      Профессионально важные качества воспитателя детского сада можно диагностировать с помощью методики КОС (коммуникативные и организаторские способности), теста Мюнстенберга (см. учебник «Технология. Профессиональный успех. 10—11» под редакцией С. Н. Чистяковой), теста на непроизвольную память.



      Профессиональная проба будет состоять из подготовительного и практического этапов.

Тематический план

Тема

Число учебных часов

Подготовительный этап

2

1. Введение в профессию, общие сведения о профессии, профессионально важные качества, медицинские противопоказания. Составление формулы профессий

1

2. Специальная диагностика профессионально важных качеств

1

Практический этап

8

3. Рассказы и сказки, значение творчества в решении педагогических задач

0,5

4. Составление ассоциативного коллективного рассказа

0,5

5. Упражнение «Сказка несвязанных слов»

1

6. Стиль отношения к другому человеку как показатель проявления различных типов темперамента

0,5

7. Самостоятельное решение педагогических ситуаций

0,5

8. Деловая игра «Проблемная ситуация»

1

9. Составление плана детского праздника по группам

1

10. Составление сценария детского праздника по разработанному плану

1

11. Составление сценария детского праздника и проведение праздника

2

ИТОГО

10

Профессиональная проба «Воспитатель детского сада»

Компоненты пробы

технологический

ситуативный

функциональный

I уровень сложности

Задание

Составить развернутое предложение, используя два предложенных преподавателем не связанных между собой слова

Провести игру «Бег ассоциаций»

Составить предложение письменно, используя пять не связанных между собой слов, и прочитать группе

Условия

Выполняется индивидуально или в присутствии группы

Выполняется в группе

Выполняется индивидуально или в присутствии группы

Результат

Учащиеся понимают значение умения творчески решать задачи

Учащиеся получают навыки работы в коллективе и ценность совместной деятельности

Задание считается выполненным, если составлена интересная сказка с использованием всех пяти слов

II уровень сложности

Задание

Ознакомиться с педагогическими ситуациями, предложить решение этих ситуаций через авторитарный, демократический и попустительский стиль отношений

Ознакомиться с предложенными ситуациями, найти оптимальный стиль их решения в соответствии со своим характером

Провести игру «Проблемная ситуация»

Условия

Выполняется индивидуально или в присутствии группы

Выполняется индивидуально или в присутствии группы

Выполняется в присутствии группы

Результат

Учащиеся понимают значение разных стилей общения

Учащиеся самостоятельно находят оптимальный вариант решения и аргументируют его

Задание считается выполненным, если учащиеся правильно подбирают стиль решения проблемной ситуации. Каждый из них демонстрирует специфику стилей общения и определяет последствия их использования

III уровень сложности

Задание

Составить план детского праздника

Составить конспект сценария детского праздника

Представить на обсуждение группы свои сценарии, на их основе составить единый сценарий

Условия

Выполняется в малых группах

Выполняется в группе

Выполняется в присутствии группы

Результат

Выполнено, если составлен план в соответствии с основными требованиями

Выполнено, если составлен конспект сценария детского праздника в соответствии с основными требованиями

Выполнено, если на основе индивидуального сценария составлен единый сценарий, одобренный группой

      Методика КОС

      Цель: выявление коммуникативных и организаторских способностей старшеклассников.

      Оснащение: 10 вопросов, бланк ответов.

      Инструкция: следует ответить на все вопросы бланка. Если ответ на вопрос положительный, то напротив него ставят знак «+»; если ответ отрицательный — знак «–».



      Примечание. Вопросы должны быть короткими и не содержать ненужные подробности, поэтому следует представлять себе типичные ситуации и давать ответ, не задумываясь над деталями. Не следует тратить много времени на обдумывание. Если на какие-нибудь вопросы будет трудно ответить, то следует дать предпочтительный ответ.

Вопросы

1. 

Много ли у вас друзей, с которыми вы постоянно общаетесь?

2. 

Часто ли вам удается убедить большинство своих товарищей в правоте вашего мнения?

3. 

Долго ли вас беспокоит чувство обиды, причиненной вам кем-то из ваших товарищей?

4. 

Всегда ли вам трудно ориентироваться в создавшейся критической ситуации?

5. 

Есть ли у вас стремление к знакомству с новыми людьми?

6. 

Нравится ли вам заниматься общественной работой?

7. 

Верно ли, что вам приятнее и проще проводить время за чтением книг или какими-либо другими занятиями, чем в общении с людьми?

8. 

Если возникли трудности в осуществлении ваших намерений, то легко ли вы отказываетесь от них?

9. 

Легко ли вы устанавливаете контакты с людьми, которые значительно старше вас?

10. 

Любите ли вы придумывать и организовывать с товарищами различные мероприятия (игры, танцы и т. п.)?

11. 

Трудно ли вам войти в новую компанию?

12. 

Часто ли вы откладываете на другие дни те дела, которые нужно выполнить сегодня?

13. 

Легко ли вам удается устанавливать контакты с незнакомыми людьми?

14. 

Стремитесь ли вы добиваться, чтобы ваши товарищи действовали в соответствии с вашим мнением?

15. 

Трудно ли вы осваиваетесь в новом коллективе?

16. 

Верно ли, что у вас не бывает конфликтов с товарищами из-за не выполненных ими обещаний?

17. 

Стремитесь ли вы при удобном случае познакомиться и побеседовать с новым человеком?

18. 

Часто ли в решении важных дел вы принимаете инициативу на себя?

19. 

Раздражают ли вас окружающие люди и хочется ли побыть одному?

20. 

Правда ли, что вы обычно плохо ориентируетесь в незнакомой обстановке?

21. 

Нравится ли вам постоянно находиться среди людей?

22. 

Возникает ли у вас раздражение, если не удается закончить начатое дело?

23. 

Испытываете ли вы чувство затруднения, неудобства, если приходится проявить инициативу, чтобы познакомиться с незнакомым человеком?

24. 

Правда ли, что вы утомляетесь от частого общения с товарищами?

25. 

Любите ли вы участвовать в коллективном отдыхе?

26. 

Часто ли вы проявляете инициативу в решении вопросов, затрагивающих интересы товарищей?

27. 

Правда ли, что вы чувствуете себя неуверенно среди малознакомых людей?

28. 

Верно ли, что вы редко стремитесь к доказательству своей правоты?

29. 

Полагаете ли вы, что вам не доставляет особого труда внести оживление в малознакомую компанию?

30. 

Принимаете ли вы участие в организации школьных вечеров, дискотек?

31. 

Стремитесь ли вы ограничить круг своих знакомых небольшим количеством людей?

32. 

Верно ли, что вы не стремитесь отстаивать свое мнение, если оно сразу не было принято?

33. 

Чувствуете ли вы себя непринужденно, попав в незнакомую компанию?

34. 

Охотно ли вы приступаете к организации каких-либо мероприятий для своих друзей?

35. 

Правда ли, что вы не чувствуете себя достаточно уверенным и спокойным, когда приходится что-либо говорить большой группе людей?

36. 

Часто ли вы опаздываете на встречи?

37. 

Верно ли, что у вас много друзей?

38. 

Часто ли вы оказываетесь в центре внимания своих товарищей?

39. 

Часто ли вы смущаетесь, чувствуете неловкость в общении с малознакомыми людьми?

40. 

Правда ли, что вы не очень уверенно чувствуете себя в окружении большой группы людей?



Дешифратор

Способности

коммуникативные

организаторские

1+

11–

21+

31–

2+

12–

22+

32–

3–

13+

23–

33+

4–

14+

24–

34+

5+

15–

25+

36–

6+

16–

26+

36+

7–

17+

27–

37+

8–

18+

28–

38+

9+

19–

29+

39–

10+

20–

30+

40–

     Оценка результатов

      С помощью дешифратора следует подсчитать число совпадающих с ним ответов по каждому из разделов методики. При подсчете используют формулу К = 0,05 · П, где К — оценочный коэффициент; П — число совпадающих с дешифратором ответов.

      Нормы:
      от 0,66 до 1 — выше среднего;
      от 0,56 до 0,65 — средний;
      от 0,56 до 0,65 — ниже среднего.

      Тест на непроизвольную память

      Инструкция: после прочтения каждого из шести заданий следует его закрыть и быстро ответить на вопрос, стоящий после задания.

Задание

Вопрос

Ответ

1. Запомните слова: портной, подвал, труба, залп, антракт

В каком из этих слов есть буква «д»?

                  

2. Прочтите задание: «Пойдите в комнату № 325, в правом нижнем ящике стола возьмите статью «Правительство и левое движение в Англии», принесите ее»

Из правого или левого ящика стола следовало взять статью? Какой номер комнаты, в которую следовало войти?

 

3. Запомните слова: рот, мот, год, крот, пот

Вторым в перечне является слово мот?

 

4. Таня просила мужа купить: мясо, масло, мыло, спички. Он купил: масло, сало, спички, мясо

Что муж забыл купить? Что купил лишнее?

 

5. Запомните три числа: 36, 14, 52

В какой геометрической фигуре было число 14? А в какой 52?

 

6. Постарайтесь представить себе большого темно-зеленого крокодила. Вообразите, как он плывет по мутной воде, как он начинает медленно выползать на берег

Сможете ли вы в течение 3 мин не думать о темно-зеленом крокодиле? Если не сможете, то сделайте пометку в ответе

 

      Игра «Бег ассоциаций»

      Ход игры: учащиеся рассаживаются в круг. Ведущий (преподаватель или один из учащихся) произносит два случайных слова. Один из участников игры составляет одну или несколько фраз (создает образ), по смыслу соединяя оба заданных слова, и называет новое. Следующий игрок связывает в придуманных фразах все три слова, а новое, четвертое слово передает следующему игроку. И так далее, игра движется по кругу.

      Игра «Проблемная ситуация»

      Ход игры: участники разбиваются на команды по 5—7 человек.

      Представители каждой команды подходят к ведущему игроку и вытягивают одну из предложенных проблемных ситуаций и педагогический стиль, с помощью которого они должны решить эту ситуацию. Каждая группа знакомится с проблемной ситуацией и разыгрывает ее перед другими командами. Команда разрешает предложенную ситуацию с помощью того стиля, который ей достался, и демонстрирует ее положительные и отрицательные характеристики. Показ должен быть таким, чтобы проблемная ситуация разрешилась и другие команды смогли отгадать, какой педагогический стиль использовала команда. Команды-противники называют характеристики стиля, которые были продемонстрированы. Ведущий игрок записывает названные характеристики на доске.

      После этого команда разрешает эту же проблему с помощью того стиля, который, по ее мнению, является наиболее адекватным для данной ситуации.

      Побеждает та команда, которая смогла в своей импровизации продемонстрировать наибольшее число специфических (положительных и отрицательных) черт стиля.

      Примеры проблемных ситуаций

      1. Мама утром ведет четырехлетнего сына в детский сад. Мальчик упирается, плачет, цепляется за маму и не хочет идти в группу. Воспитательница, выйдя к маме, сказала, что пустит ребенка в группу только тогда, когда он успокоится.

      2. Идет завтрак. За одним из столиков дети не едят, а играют, обмениваясь тарелками, залезая своей ложкой в тарелку к соседу, дуют в кружку, толкают друг друга под столом ногами.

      3. Во время прогулки воспитатель наказал ребенка за то, что он дернул девочку за косичку. После прогулки ребенок, демонстративно не раздеваясь, прошел в группу и сел за накрытый обеденный стол. На все просьбы выйти и раздеться он отвечал молчанием.

      Задание на придумывание предложений

      Ученики должны придумать текст, используя пять не связанных между собой слов.

      

      Пример. Предложен один из двух вариантов наборов слов: мед, бег, выводы, игра, рекомендации; образ, повышается, стихия, хотеть, место.

      Задание «Педагогические ситуации»

      Необходимо дать варианты решения трех педагогических ситуаций, используя авторитарный, демократический и попустительский стили.

      1. Маша и Таня, девочки из подготовительной группы, пришли в одинаковых платьях и из-за этого поссорились. Пришло время прогулки. Маша сказала, что не пойдет на улицу вместе с Таней.

      2. В игровой комнате Петя и Сергей одновременно схватились за единственный в игровой комнате большой мяч. Никто не хочет уступать.

      3. На занятии по счету Витя отказался решать предлагаемый воспитателем пример и сказал, что он хочет поиграть с игрушками.

СПЕЦИАЛИСТ В ОБЛАСТИ ПРАВА

10—11 классы

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

      Особенности комплексной пробы. Целью профессиональной пробы являются формирование у учащихся опыта в допрофессиональной деятельности в области права и оказание помощи в профессиональном самоопределении.

      Задачи комплексной пробы:

      • 

ознакомить учащихся со сферой профессиональной деятельности юристов, специализирующихся в разных отраслях права;

      • 

создать условия для качественного выполнения пробы;

      • 

смоделировать основные элементы профессиональной деятельности в области права.

      Комплексная проба «Специалист в области права» используется при подготовке будущих юристов. Продолжительность комплексной пробы 20 ч.

      Комплексная проба включает два этапа: подготовительный (обучающий), в котором предусмотрено получение учащимися обобщенной информации о профессиональной деятельности юристов всех направлений, и практический, который является основой пробы и состоит из двух частей — профессиональных проб «Юридическая консультация» и «Прокурорский надзор».

      Комплексная проба направлена на выявление склонностей и способностей учащихся к выполнению работ, связанных с анализом ситуаций, возникающих в обществе, их классификацией, поиском необходимой правовой информации; формирование умения самостоятельно применять правовые знания на практике; воспитание внутреннего уважения к праву, Конституции и другим законам, к правопорядку, к суду и другим демократическим институтам государства; формирование правового иммунитета (невосприимчивости) к нарушению любых правовых норм.

      Специфика профессиональной деятельности юристов определяется спецификой общественных отношений, которые регулируются соответствующими отраслями права.

      Профессии юридического профиля требуют от специалистов не только высокого уровня интеллектуального развития, но и практических умений, необходимых для работы с информационно-правовой базой. Для успешной профессиональной деятельности в области права специалистам необходимы такие качества, как наблюдательность, склонность к анализу, внимательность, концентрация внимания. Кроме того, важно умение работать с людьми, которое невозможно без доброжелательности, тактичности, коммуникабельности, умения ясно и точно излагать свои мысли. Поэтому выполнение пробы также направлено на диагностику указанных качеств.

      Подготовительный (обучающий) этап. Цель данного этапа состоит в подготовке учащихся к выполнению пробы и заключается в получении обобщенной информации о профессиональной деятельности в области права. Продолжительность подготовительного этапа 4 ч.

      В ходе этого этапа учащиеся получают информацию:

      • 

об основных направлениях деятельности юристов;

      • 

о требованиях, предъявляемых к специалистам в области права;

      • 

о функциях права;

      • 

о системе права и профилирующих отраслях права (конституционном, гражданском, уголовном, административном);

      • 

об общеправовых, межотраслевых и отраслевых принципах права;

      • 

о формах права (нормативно-правовой акт, договор нормативного содержания, правовой прецедент, правовой обычай, юридическая наука, правосознание);

      • 

о структуре юридической нормы;

      • 

о стадиях применения норм права;

      • 

о правомерном поведении и правонарушениях;

      • 

о юридической ответственности и ее видах;

      • 

об информационном и методическом обеспечении юридической практики.

      В ходе подготовительного этапа учащиеся приобретают первоначальные умения, т. е. знакомятся с тем, как необходимо устанавливать и анализировать фактические обстоятельства дела; вести поиск необходимой нормативно-правовой информации; выбирать и анализировать норму права; устанавливать права и обязанности сторон в правоотношении; уяснять содержание нормы права; толковать нормы права с использованием актов официального толкования; разъяснять содержание нормы права; составлять по образцам индивидуально-правовые акты.

      Основой подготовительного этапа является теоретическая подготовка к выполнению профессиональной пробы, которая проводится в сочетании с практической подготовкой, заключающейся в повторении отдельных приемов.

      Подготовительный этап завершается анкетированием и тестированием учащихся, направленными на выяснение степени усвоения информации и заинтересованности в выполнении практического этапа пробы.

      Практический этап. Этот этап профессиональной пробы состоит из двух частей, которые построены на основе элементов профессиональной деятельности юристов разных направлений. Части можно выполнять как независимо друг от друга, так и в любых сочетаниях и последовательности. Результативность выполнения задания каждой части оценивается преподавателем-консультантом отдельно. После выполнения заданий частей пробы преподаватель-консультант подводит итог и дает общую оценку работы учащихся.

      Уровень сложности пробы, которую будет выполнять каждый учащийся, должен соответствовать уровню его подготовленности и профессиональным интересам. Выбор последовательности выполнения частей комплексной пробы и уровней сложности может быть осуществлен преподавателем-консультантом или учащимися. При этом необязательно уровни сложности технологического, ситуативного и функционального компонентов будут совпадать. По мере выполнения частей комплексной пробы преподаватель-консультант заполняет протокол пробы.

  1   2   3


База данных защищена авторским правом ©refedu.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница