Восточно-казахстанский государственный



страница1/13
Дата29.04.2016
Размер2.89 Mb.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13

МЕЖРЕГИОНАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ И ПРАВА
ВОСТОЧНО-КАЗАХСТАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ Д. СЕРИКБАЕВА
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ АКАДЕМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЦЕНТР НАНОТЕХНОЛОГИЙ РАН
РУССКАЯ ХРИСТИАНСКАЯ ГУМАНИТАРНАЯ АКАДЕМИЯ
РУССКОЕ ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ ОБЩЕСТВО


Наука и образование современной

Евразии: традиции и инновации

Сборник научных статей из материалов

Евразийского научного форума,

посвященного 300-летию со дня рождения М.В. Ломоносова
24-28 октября 2011 года

Часть четвертая




Санкт-Петербург

2012

МЕЖРЕГИОНАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ И ПРАВА


ВОСТОЧНО-КАЗАХСТАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ Д. СЕРИКБАЕВА


САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ АКАДЕМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ —

НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЦЕНТР НАНОТЕХНОЛОГИЙ РАН


РУССКАЯ ХРИСТИАНСКАЯ ГУМАНИТАРНАЯ АКАДЕМИЯ
РУССКОЕ ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ ОБЩЕСТВО

Наука и образование современной Евразии: традиции и инновации



Материалы Евразийского научного форума,

посвященного 300-летию со дня рождения М.В. Ломоносова
24-28 октября 2011 года
Сборник научных статей
Часть четвертая

Санкт-Петербург

2012

УДК 08+91+32+5+745+93+659+37+35+159.9+334.7+341



ББК 26.8+2+3+30.18+76.006.6+65.29+74.58+67.4+65.291+67.9
Работы, опубликованные в материалах международных и общероссийских конференций, зачитываются ВАК РФ при защите диссертаций (Постановление Правительства РФ № 475 от 20 июня 2011 г., раздел II, п. 10).
Рецензенты

М.Е. Бушуева, Нижегородский государственный технический университет им. Р.Е. Алексеева, кандидат технических наук, доцент;

Ю.Ю. Кочинев, Санкт-Петербургский государственный политехнический университет, доктор экономических наук, профессор;

О.В. Леонтьев, Военно-медицинская академия имени С.М. Кирова, доктор медицинских наук, профессор;

В.Н. Елгешин, Межрегиональный институт экономики и права, кандидат юридических наук, доцент;

В.Г. Орешкин, Санкт-Петербургский государственный университет водных коммуникаций, кандидат педагогических наук, доцент.

Н34 Наука и образование современной Евразии: традиции и инновации: сборник научных работ (Из материалов Евразийского научного форума, посвящённого 300-летию со дня рождения М.В. Ломоносова) 24-28 октября 2011 года / Под ред. М.Ю. Спириной. Часть четвертая. — СПб.: МИЭП, 2012. — 242 с.
В сборнике представлены материалы международных научно-практических конференций и других научных мероприятий по всем научным направлениям, включенным в программу Евразийского научного форума 2011 года. Представленные материалы отражают широкий спектр научных исследований, которые ведутся специалистами, работающими в научно-исследовательских, образовательных учреждениях, разного характера организациях стран Евразии. Статьи, доклады, тезисы представляют интерес также для студентов, аспирантов, исследователей сопредельных отраслей научного знания.
Утверждено к изданию на заседании Ученого совета Межрегионального института экономики и права 29 ноября 2011 года, протокол № 10.
ISBN 978-5-91950-020-9

Ответственность за точность цитирования, оценку использованных материалов в публикуемых статьях несут авторы.


© Коллектив авторов, 2012

© МИЭП, 2012

А.А. Арапова,

Высшая школа народных искусств (институт),

Санкт-Петербург
Художественное образование и личность
В условиях обновления всех сфер деятельности российского общества одной из наиболее важных задач является обеспечение качества образования на основах сохранения его фундаментальности и непрерывности в соответствии с перспективными потребностями личности, общества и государства. Роль образования как главного механизма воспроизводства общественного интеллекта, всей экономики и всего общества приобретает широкое смысловое измерение. Оно должно выполнять такие функции, как воспитание новых личностных качеств человека, необходимости преодоления обыденности мышления, формирование новых ценностных ориентаций на базе национального менталитета. Одним из наиболее важных качеств такого специалиста становится его национальная ориентированность. ЮНЕСКО объявило XXI столетие веком образования. Образование и общее, и профессиональное претерпевает значительные изменения. Художественное образование в области традиционного прикладного искусства сегодня занимает особое место и привлекает все большее научное внимание. В процессе развития художественного творчества человека в области прикладного искусства формировалось искусство, наука, экономика и педагогика.

Постоянный рост значимости профессионального образования во всём современном мире объясняет возникновение потребности в системе высшего художественного образования в сфере традиционного прикладного искусства, где высших учебных заведений не существовало до начала третьего тысячелетия. Традиционное искусство относится к числу неизменных общечеловеческих ценностей. В нем соединились духовное и материальное, общечеловеческое и национальное. Каждый народ не только хранит исторически сложившиеся традиции и особенности, но и стремится перенести их в будущее, чтобы не утратить национального лица и самобытности. Особое значение имеет народный мастер как личность, как носитель национальной художественной культуры.

Образование невозможно без обращения к личности. Для педагогики важной задачей представляется развитие у современной молодёжи творческого потенциала, индивидуальных и интеллектуальных качеств личности. Развитие личности предполагает развитие потребности быть личностью, получить признание этого факта от своего окружения. Так как всякая потребность имеет и адекватный ей способ удовлетворения, то развитие личности — это своего рода становление и «упражнение» способности быть ею. «Личность не существует вне системы своих выборов, ими конституируется, создается. Поэтому она — всегда проект <...>, лишь некоторая возможность, которая не всегда бывает реализована».

Жизненная практика уже не раз убедительно показала, что широта и энциклопедичность познания поразительно легко уживаются с недообразованностью человека в собственно человеческом аспекте. Речь, разумеется, идет не о «вреде» знаний, а об ограниченности знаниевой парадигмы как стиля мышления. Знание же, как таковое, — безусловно, универсальный критерий образованности, поскольку даже личностный опыт индивида и другие продукты его рефлексии в конечном счете имеют форму знания, только, может быть, с несколько иными свойствами. Личностный уровень познания человека — глубоко интимная область его психики, где скрыты подлинные движители его внешне наблюдаемого поведения. Личность не просто живет. Она рефлексирует, изучает свою жизнь. Быть личностью – значит быть независимым от ситуации, стремиться к её преобразованию. Учебный процесс — главная сфера личностного становления, а как часто мы считаем, что наверстаем где-нибудь в других сферах то, что упустили в обучении. Не получается. «Ни бригада, ни мастерская — ничто не может возместить того, что упущено в главной сфере, где человек должен быть тружеником, — в сфере мысли».

Педагогическая теория стремится рассмотреть личность как педагогический объект, т.е. как определенный вид опыта индивида, который, как и всякий другой опыт, может осваиваться, формироваться, включаться в содержание образования, обретать деятельностно-процессуальную форму. При этом должна быть выяснена специфика личностного опыта по сравнению с опытом когнитивным, процессуальным и прочими. Только уяснив, в чем состоит специфический опыт быть личностью, мы может вести речь о педагогических условиях становления этого опыта.

В выяснении природы и специфических форм существования личностного опыта человека педагогика неизбежно идет на союз со всеми науками, изучающими личность. Безусловно, здесь нельзя не отметить, что в связи с прогрессирующим развитием личности человека повышается уровень его интеллекта. С такой точки зрения целесообразно вспомнить высказывание С.Л. Рубинштейна: «Интеллект в специфическом смысле слова развивается у человека в ходе исторического развития на основе труда; изменяя в своей общественно-трудовой деятельности действительность, человек познает ее и, познавая, изменяет.

Интеллект человека, служащий для познания действительности и руководства действием, формируется в процессе воздействия на действительность. Развитие интеллекта выражается, во-первых, в изменениях не только количественных, но и качественных самого интеллекта. Изменяется как содержание, так и форма интеллектуальной деятельности: в смысле содержания интеллектуальные операции проникают во все более глубокие слои сущего, по мере того как развиваются формы действенного проникновения в окружающее и изменения действительности. Анализ и синтез зарождаются в действии и сначала производятся как практические. В дальнейшем у человека интеллектуальные операции становятся не только практическими (вплетенными непосредственно в структуру действия), но также и теоретическими, все более опосредованными.

Значение художественного образования определяется тем, что художники наиболее чутко реагируют на изменения в жизни общества, выступая иногда предсказателями грядущих изменений. Художественные произведения в любом виде искусства представляют собой наиболее результативный способ воздействия на человеческое сознание, воспитание души и культуры в обществе. Под воздействием искусства человек часто меняет своё социальное поведение. Искусство обращено не столько к разуму человека, сколько к его чувствам, оно побуждает переживать «реальность», представленную в произведениях, моделирует чувства, которые люди испытывают друг к другу и к окружающему миру. Таким образом оно обогащает чувственный опыт человека, расширяет его представления о мире, о других людях и о самом себе, тем самым формируя его картину мира. Обращение человека к произведениям искусства помогает ему выйти за пределы своей обыденной жизни и даёт возможность достраивать, совершенствовать и «раскрашивать» свою картину мира. Вместе с обогащением картины мира обогащаются и взаимоотношения человека с реальностью. Через переживание художественные произведения аккумулируют в себе огромное количество информации и энергии, поэтому культура есть история развития и проекция человеческой психики, а также система средств, которые расширяют возможности человека. Таким образом, формирующая функция искусства присутствует всегда.

На протяжении столетий шел прогресс в развитии всех наук. В современной педагогике проявляется тенденция поиска качественно новой теоретической базы для осмысления различных фактов педагогической деятельности, в том числе и в сфере традиционного прикладного искусства. Однако надо сказать, что разные педагоги решают эту задачу по–разному. Перед преподавателями высшей школы всегда стояли важнейшие задачи по творческому обучению и воспитанию специалистов — будущих создателей культурно–эстетической жизни общества. В связи с этим структура художественной культуры страны, особенно её основополагающее начало — художественное творчество — находится в прямой зависимости от структурных параметров человеческой личности. Рост эффективности и качественное совершенствование творческой деятельности миллионов людей зависят от успеха осуществления крупных и сложных преобразований в проблеме профессионального образования, направленных на глубину и прочность усвоения духовных богатств, накопленных мировой и отечественной культурой. Личность развивается на основе своеобразного синтеза разных видов деятельности и разных психологических образований (прежде всего воображения и сознания), которые имеют разный удельный вес в тот или иной возрастной период, определяя конкретный творческий потенциал человека. «Создание творческой личности, устремленной в будущее, подготовляется творческим воображением, воплощающимся в настоящем», — писал Л.С. Выготский. С этими словами нельзя не согласиться. В то же время К.К. Платонов рассматривает личность как динамическую систему, т. е. систему, развивающуюся во времени, изменяющую состав входящих в нее элементов и связей между ними, при сохранении функции.

Воображение наиболее интенсивно развивается и культивируется в недрах художественного сознания людей, которое находит свое выражение в разных видах искусства. Искусство развивает воображение людей как «всеобщую универсальную человеческую способность, т. е. способность, которая, будучи развитой, реализуется в любой сфере человеческой деятельности и познания — и в науке, и в политике, и в быту, и в непосредственном труде».

Рассматривая развитие творческой активности личности в системе высшего художественно–педагогического образования как одного из видов социальной активности личности, стоит обратить особое внимание на философское обоснование разработки этой концепции. Обратимся при этом к трудам Н.А. Бердяева, Г.В. Гегеля, М.С. Кагана, П.А. Флоренского, раскрывающих смысл творчества, роль и место искусства в жизни человека, будучи «формой художественного самосознания человечества». В разработку общих проблем способностей, одаренности, таланта наибольший вклад внесли такие выдающиеся психологи, как Б.М. Теплов, С.Л. Рубинштейн, Б.Г. Ананьев, К.К. Платонов.

Б.М. Теплову принадлежит общее определение способностей как устойчивых индивидуальных психических свойств личности, являющихся условием успешного выполнения одного или нескольких видов деятельности. Разграничив понятия «задатки» и «способности», он отмечал, что задатки могут остаться задатками, не превратившись в способности. Говоря о способностях, с одной стороны, и знаниях, навыках и умениях, с другой, Б.М. Теплов подчеркивал, что от способностей зависит легкость приобретения знаний и умений в той или другой деятельности и что эти психические свойства развиваются в процессе самой деятельности.

С.Л. Рубинштейн анализировал в своих работах проблему одаренности. Он ввел разграничение уровней одаренности. В понятие «одаренность» он вкладывал вообще любой уровень способностей. Особенно высокий уровень одаренности он обозначил понятиями «талант» и «гений». Б.Г. Ананьев высказал мысль о связи таланта с личными особенностями и характером человека в целом. К признакам таланта он относил следующие: а) многосторонность образования личности, многосторонность способностей; б) осознание и овладение своими способностями; в) включенность способностей в характер. «Талант неразрывно связан с характером, — писал он, — вот почему настоящий талант предполагает развитый и крупный характер, определенную волю, ясность жизненной цели и жизненного плана».

Внутреннюю связь творчества с воображением выделяют и подчеркивают многие психологи. Так, Л.С. Выготский в свое время писал: «Все решительно, что окружает нас и что сделано рукой человека, <...> является продуктом человеческого воображения и творчества, основанного на этом воображении». И далее: «В каждодневной окружающей нас жизни творчество есть необходимое условие существования, и все, что выходит за пределы рутины и в чем заключена хоть йота нового, обязано своим происхождением творческому процессу человека». Воображение обеспечивает как бы замыкание абстрактного знания на частный факт, общего на единичное, что дает решение той или иной задачи, недостижимое чисто абстрактными мыслительными средствами. В поле воображения единичный факт поворачивается в такой ракурс, при котором начинает выступать его всеобщий характер. Воображение позволяет видеть индивидуальность факта в свете всеобщего и, наоборот, индивидуализировать общее знание, так сказать, «с умом», не по штампу, а творчески. Воображение сразу схватывает факт в его всеобщем значении, в «целом», не производя еще его детального анализа. Воображение — это способность видеть целое раньше его частей. Отметим, что воображение наиболее интенсивно развивается и культивируется в недрах художественного сознания людей, которое находит свое выражение в разных видах искусства. Искусство развивает воображение людей как «всеобщую универсальную человеческую способность, т.е. способность, которая, будучи развитой, реализуется в любой сфере человеческой деятельности и познания — и в науке, и в политике, и в быту, и в непосредственном труде».

C воплощением новых образов как раз и связаны «муки творчества». Л.С. Выготский писал, что «это и есть подлинная основа и движущее начало творчества». «Уметь видеть предмет по-человечески, — писал Э.В. Ильенков, — значит уметь видеть его «глазами другого человека», глазами всех других людей, значит, в самом акте непосредственного созерцания выступать в качестве полномочного представителя «человеческого рода». <…> Это своеобразное умение как раз и вызывает к жизни ту самую способность, которая называется «воображением», «фантазией», — ту самую способность, которая позднее в искусстве достигает профессиональных высот своего развития, своей культуры».

Целью художественного образования является формирование художественной культуры человека. Такая культура предполагает наличие:



  • умения ценить и понимать прекрасное в природе, в продуктах физического, умственного, духовного и художественного труда людей;

  • умения пользоваться плодами культурного развития человечества и собственного народа;

  • умения посильно участвовать в процессах поддержания и обновления общественной культуры.

Художественная культура включает также способность человека совершенствовать свою личность путём художественного общения, путём обращения своими творческими работами, выражающими его внутреннюю и душевную картину мира, к культурной жизни страны и мира. Таким образом, формирование художественной культуры включает четыре рода процессов: понимание и оценка, пользование плодами культур (богатствами природы и искусственными, рукотворными природными комплексами, музеями, библиотеками, музыкой, театром), но, главное, посильное участие в поддержании, развитии и совершенствовании культуры человечества через развитие самого себя путем художественного общения, с произведениями искусства, а также путем собственного участия в художественном творчестве.

В современном образовательном пространстве профессиональная подготовка художников традиционного прикладного искусства представляет собой уникальное многоплановое явление. Одной из важных составных частей его является тесная связь науки и практики в образовательной деятельности высших и средних профессиональных учебных заведений, что образует отдельный предмет исследования.

А.В. Галузина,

Межрегиональный институт экономики и права,

Санкт-Петербург, Россия
Новый интеграционный проект для Евразии
Сегодня все более активным становится обсуждение проблем евразийской интеграции. Расширяется сфера единых политических процессов и институтов для евразийского пространства. С 1 января 2012 года стартует важнейший интеграционный проект — Единое экономическое пространство России, Белоруссии и Казахстана. Проект, являющийся, без преувеличения, исторической вехой не только для трех стран, но и для всех государств на постсоветском пространстве. Начало ему было положено двадцать лет назад, когда после крушения Советского Союза создали Содружество Независимых Государств. Была найдена та модель, которая помогла сберечь мириады цивилизационных, духовных нитей, объединяющих народы постсоветского пространства, сберечь производственные, экономические и другие связи, без которых невозможно представить жизнь современной Евразии [1].

Понятие «евразийства», замечательно описанное немалым количеством авторов в конце XIX и XX веков, прошедшее горнило жесткой полемики в русской эмиграции, лучше всех было сформулировано и описано Л.Н. Гумилевым в его работах «От Руси к России», «Тысячелетие вокруг Каспия», «Этногенез и биосфера Земли». Обратимся к истории. Впервые о необходимости создания Евразийского Союза писали в 1920-30-х гг. представители классического евразийства — Н.С. Трубецкой, П.Н. Савицкий и Г.В. Вернадский. Им это виделось как поэтапное превращение Советского Союза в Евразийский Союз, путем смены коммунистической идеологии на евразийскую.

Первым подобный детализированный проект Союза Советских Республик Европы и Азии — Европейско-Азиатского Союза был предложен ещё перед распадом СССР академиком А.Д. Сахаровым.

При распаде СССР другой проект создания конфедеративного Союза Суверенных Государств реализован не был, создали только мало интегрированное международное (межгосударственное) объединение Содружество Независимых Государств.

Согласно следующему детализированному проекту марта 1994 года, предложенному президентом Республики Казахстан Н.А. Назарбаевым, предполагалось, что вначале в Евразийский Союз войдут пять республик бывшего СССР: Россия, Казахстан, Белоруссия, Киргизия, Таджикистан. В дальнейшем к Союзу могли присоединиться другие государства — Армения, Узбекистан, а также, возможно, самопровозглашённые постсоветские государства — Абхазия, Южная Осетия, Приднестровье, Нагорно-Карабахская Республика.

На рубеже XX и XXI веков Россия и Белоруссия создали сначала Сообщество, а затем Союзное государство, однако потребность в более широком таком Союзе осталась [2]. Процесс создания отраслевых интеграционных структур СНГ шёл динамично, однако проект Евразийского Союза оставался лишь на бумаге, пока в декабре 2010 г. в него не вдохнули новую жизнь на саммите ЕврАзЭС. Осенью 2011 года проект Евразийского Союза получил новый толчок от публикации премьер-министром России В.В. Путиным статьи «Новый интеграционный проект для Евразии — будущее, которое рождается сегодня» (2011).

В Декларации о Евразийской экономической интеграции заявляется о переходе с 1 января 2012 г. к следующему этапу интеграционного строительства — Единому экономическому пространству, основанному на нормах и принципах Всемирной торговой организации и открытому на любом этапе своего формирования для присоединения других государств. Конечная цель — создание к 2015 г. Евразийского экономического союза.

Перечислим задачи, которые предстоит решить членам Союза:



  • завершение оформления в полном объёме режима свободной торговли, формирование общего таможенного тарифа и единой системы мер нетарифного регулирования;

  • обеспечение свободы движения капитала;

  • формирование общего финансового рынка;

  • согласование принципов и условий перехода на единую валюту в рамках ЕАС;

  • установление общих правил торговли товарами и услугами и их доступа на внутренние рынки;

  • создание общей унифицированной системы таможенного регулирования;

  • разработка и реализация межгосударственных целевых программ;

  • создание равных условий для производственной и предпринимательской деятельности;

  • формирование общего рынка транспортных услуг и единой транспортной системы;

  • формирование общего энергетического рынка;

  • создание равных условий для доступа иностранных инвестиций на рынки Сторон;

  • предоставление гражданам государств Сообщества равных прав в получении образования и медицинской помощи на всей его территории;

  • сближение и гармонизация национальных законодательств.

Речь идет, по сути, о превращении интеграции в понятный, привлекательный для граждан и бизнеса, устойчивый и долгосрочный проект, не зависящий от перепадов текущей политической и любой иной конъюнктуры. «В свое время европейцам потребовалось 40 лет, чтобы пройти путь от Европейского объединения угля и стали до полноценного Евросоюза. Становление Таможенного союза и ЕЭП идет гораздо динамичнее, поскольку учитывает опыт ЕС и других региональных объединений. Мы видим их и сильные, и слабые стороны», — пишет В.В. Путин в своей статье «Новый интеграционный проект для Евразии — будущее, которое рождается сегодня».

Действительно, процесс формирования «новой Европы» предполагает наличие двух центров развития — на Западе и на Востоке. И вероятная победа в ноябре этого года на выборах президента США кандидата от республиканцев только ускорит динамику развития отношений Москвы и Берлина, расставив все на свои места. Разумеется, такой формат может “напрягать” некоторые страны Вос­точной Европы, в том числе Украину. Но, как сказал в интервью российской “Литературной газете” бывший премьер-министр Словакии Ян Чарногурский, “в случае продолжения европейского экономического кризиса странам Центральной и Восточной Европы придется выбирать между Берлином и Москвой, а Германия, в отличие от России, не является глобальной державой. Поэтому шансы сильной путинской России на влияние в регионе неплохие”. Формат такого взаимодействия, приемлемый на Западе и на Востоке, один — Евразийский экономический союз (ЕАС). Наднациональный союз суверенных государств, в котором решения принимаются коллегиально, с одинаковым правом голоса для каждой страны. Базис ЕАС — Таможенный союз, куда уже входят Россия, Беларусь, Казахстан, присоединятся в ближайшее время Киргизия, Таджикистан и, в перспективе, Армения. Это наиболее выгодный вариант интеграции для всех его участников, пока что открытый для вступления в него новых членов.

«Сегодняшняя запоздалая попытка российской власти вспомнить о евразийском наследии выглядит как последняя возможность возглавить движение глобализации хотя бы у себя в регионе. В то время как во всем остальном мире давно оформились и переоформились центры регионального притяжения, постсоветское пространство, разумеется, не без внешней помощи, продолжает оставаться раздираемым внутренними противоречиями» [3].

С одной стороны, можно увлечься перечислением выгод государств от интеграционных процессов, но с другой стороны следует отметить, что при всех проблемах, которые есть в Евросоюзе, там есть идея, которая сплачивает народы. К сожалению, в случае Евразийского Союза такой идеи нет, или она столь слаба, что почти неощутима. Поэтому главный принцип, который движет участниками интеграционных процессов, — «максимум экономических выгод и минимум политических обязательств» [4].

Тем не менее, изучив «Проект Договора об учреждении Евразийского Союза», уже в преамбуле мы читаем строки: «Мы, народы, нации и народности Евразии, соединенные исторической и цивилизационной идентичностью, утверждая права народов, наций и народностей в качестве высшей ценности, противостоя ужесточению в условиях глобализации эксплуатации народов, наций и народностей, стремясь обеспечить благополучие и процветание Евразии, исходя из ответственности перед прошлым, нынешним и будущими поколениями, сознавая себя частью мирового сообщества, учреждаем Евразийский союз».

В том же документе говорится о том, что «Евразийский Союз — содружество народов, наций и народностей Евразии», а также, что «Обеспечение прав народов, наций и народностей Евразии является высшей ценностью Евразийского Союза» [5].

Следует еще раз отметить, что Евразийский Союз создается в целях:


  • соблюдения высшей ценности Евразийского Союза и способствования его распространению во всем мире;

  • пресечения эксплуатации народов, наций и народностей Евразии;

  • пресечения неправомерного внешнего вмешательства во внутренние дела государств;

  • обеспечения суверенитета, территориальной целостности и неприкосновенности границ государств-участников Евразийского Союза и солидарности между ними;

  • обеспечения существования зоны свободы, безопасности и справедливости без внутренних границ;

  • поддержки устойчивого социально-экономического развития народов, наций и народностей Евразии.

Евразийский Союз, как наднациональное объединение, призван сплотить народы и, по возможности, сгладить границы розни. Таким образом, Евразийский союз — это проект конфедеративного союза государств с единым политическим, экономическим, военным, таможенным, гуманитарным, культурным пространством, предполагаемого к созданию на базе союза Казахстана, России и Беларуси и соответствующих отраслевых тесных интеграционных структур СНГ — ЕврАзЭС, ЕЭП, ОДКБ, Таможенного союза. Становление Евразийского Союза идет аналогично (на базе существующих отраслевых структур) Европейскому союзу и другим аналогичным региональным объединениям. Заявлено, что союз строится по модели мощного наднационального объединения, способного стать самодостаточным рынком (население которого должно составлять не менее 200—250 млн. человек) и одним из геополитических «полюсов» современного мира, играющего при этом роль эффективной «связки» между Европой и динамичным Азиатско-Тихоокеанским регионом.

Евразийский экономический союз — не экспансия, а форма естественного существования и элементарного выживания для народов, проживающих в регионе, единственно возможная для сохранения суверенитета и государственной целостности в начале XXI века. Откуда придет угроза быстрее, неизвестно — от надвигающихся маховиков азиатской глобализации, роста «фундаменталистских демократий» Ближнего Востока, движения сепаратистской регионализации Центральной Европы или банального экономического краха всей еврозоны. Поэтому, какой бы она ни была, у нас есть шанс вместе ей противостоять. Для этого в рамках ЕАС уже в ближайшее время могут быть созданы такие институты, как собственный Евразийский валютный фонд с перспективой введения единой валюты для всех стран-участниц и Евразийский суд по правам человека, который мог бы с гораздо большим успехом взять на себя функции Страсбургского суда и всего печально известного «гаагского правосудия» [3].

Евразийский союз может стать нашим собственным, не навязанным извне, Большим Проектом исторического творчества всех участвующих в нем народов Евразии.
Литература


  1. Новый интеграционный проект для Евразии — будущее, которое рождается сегодня [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.izvestia.ru/news/502761;

  2. Евразийский союз [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki/;

  3. Понять Евразийский Союз [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.ukrrudprom.ua/digest/Ponyat_Evraziyskiy_soyuz.html;

  4. Евгений Примаков назвал условия для успеха Евразийского Союза [Электронный расурс]. Режим доступа: http://www.izvestia.ru/news/507752;

  5. Проект Договора об учреждении Евразийского Союза [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.gumilev-center.ru/?p=7947.

ББК 65. 42

УДК [ 658.712.336.5]:69

Н.М. Глазов,



Учебно-консультационный центр по управлению проектами Санкт-Петербургского государственного

архитектурно-строительного университета;

Санкт-Петербург, Россия
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13


База данных защищена авторским правом ©refedu.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница