Возможности использования виртуальности как средства развития познавательного интереса учащихся



Дата01.05.2016
Размер89.3 Kb.
Возможности использования виртуальности как средства развития познавательного интереса учащихся

А.И. Карташова

Руководитель: к.п.н., А.Л. Каткова

ГОУ ВПО «Шадринский государственный педагогический институт», г. Шадринск


В жизнь людей входит виртуальная реальность. Как правило, данный термин в сознании связывается с компьютерной сферой. Но понятие «виртуальный» употребляется в контексте, совершенно выходящим за рамки информатики и компьютерной техники. Так вошли в обиход «виртуальная корпорация», «виртуальные деньги», «виртуальная демократия», «виртуальное обучение», «виртуальная игрушка», «виртуальная студия» и т.п. Подобные факты говорят о том, что проблема, связанная с распространением виртуальных технологий, выходит за рамки специальных наук. Глубина проникновения виртуальности в социальную и индивидуальную жизнь позволяет говорить о «виртуализации» общества.

В сфере образования виртуальные технологии коренным образом преобразовывают процесс освоения информации, что позволяет представить ее в качественно иной форме, создавая эффект включенности в обучающую среду. Кроме того, они позволяют ввести игровой элемент в ход обучения, что, несомненно, поможет сделать его более живым и интересным. Современные компьютерные сети могут значительно расширить границы доступного информационного пространства, что в сочетании с виртуальными технологиями, создаёт возможности для новых форм получения информации. Так, уже стали реальностью виртуальные музеи, с коллекциями которых можно ознакомиться не покидая своего дома; идет стремительное развитие виртуальных библиотек, где представленные в двигательной форме тексты становятся максимально удобными для пользователя; в виртуальном пространстве создают учебные классы, в которых могут проходить реальные уроки с реальными студентами.

До сих пор не существует единого определения понятия виртуальности. Многие авторы рассматривают этот термин, но каждый вкладывает в его понятие что-то своё: кто-то считает виртуальной реальностью сеть Интернет, кто-то подразумевает под ней только компьютерные игры. Мы же под виртуальной реальностью будем понимать создаваемый техническими средствами мир, дающий ощущение нахождения в «другом» мире и передаваемый человеку через его привычные для восприятия материального мира ощущения: зрение, слух, обоняние и другие. Таким образом, под виртуальностью будем рассматривать и компьютерные игры, и глобальную сеть Интернет.

У виртуального мира есть определенные свойства, которыми он привлекает к себе своих потребителей [3]:

Порожденность: в этом смысле ее называют искусственной, порожденной, сотворенной.

Актуальность: объекты виртуальной реальности существуют только «здесь и теперь», пока активна порождающая реальность.

Автономность: в виртуальной реальности существуют свои «законы природы», свое время и пространство, т.е. внутренняя природа виртуальной реальности автономна.

Интерактивность: виртуальная реальность может взаимодействовать со всеми другими реальностями, в том числе и с порождающей, как независимая от них.

Не уникальность объектов: Если каждый объект реального мира уникален, то объекты виртуального мира легко воспроизводимы, могут бесконечно тиражироваться и уничтожаться.

Безопасность и личностная защищенность. Их обеспечивают, во-первых, закрытость от собеседника: знакомство через Интернет психологически осуществляется намного доступнее и легче, чем в реальном режиме. Во-вторых, логичность и предсказуемость: виртуальный мир — это механистический мир, события в этом мире четко детерминированы и запрограммированы в самом прямом смысле. В-третьих, послушность: человек чувствует себя если не всегда творцом, то уж точно владельцем и хозяином этого мира.

Именно этими свойствами виртуальный мир привлекает к себе своих потребителей, позволяет реализовать самые фантастические желания человека, исполнение которых в реальной жизни было бы невозможным в силу действия физических или социальных законов.

Заинтересованность детей и подростков персональными компьютерами и сетью Интернет чрезвычайно высока. Многие образовательные учреждения просто игнорируют дидактические возможности новых информационных технологий, а неконтролируемый ни родителями, ни учителями процесс взаимодействия детей с многочисленными информационными потоками часто приводит к негативным последствиям (Интернет – зависимость, синдром хакера, технократическое мышление, уход от действительности и др.). Сегодня всё чаще говорят о необходимости педагогического руководства процессом взаимодействия школьников с компьютерами, об эффективных способах использования информационных технологий в учебно-воспитательном процессе. Современные информационные технологии, действительно, предоставляют уникальные возможности для повышения познавательного интереса учащихся, что стало актуальной проблемой в настоящее время, в связи с тем, что произошли значительные изменения в обществе и образовании, которые во многом определяются особенностями перехода к информационному обществу.

Учитывая высокую заинтересованность школьников современными виртуальными мирами, они могут быть успешно использованы в процессе школьного обучения, как на этапе первоначального возбуждения интереса к предмету, так и на дальнейших этапах развития познавательного интереса учащихся. Использование виртуальных реальностей позволяет индивидуализировать и активизировать образовательный процесс даже в рамках группового обучения, в основе которого лежит представление преподавателем учебного материала, ориентированного на некоторого «усредненного» обучаемого. Методы традиционной образовательной системы получают благодаря возможностям виртуальных реальностей новое развитие.

В целом можно выделить следующие возможности использования виртуальной реальности, способствующие развитию познавательного интереса школьников:



  • способность в наглядной форме представлять различного рода процессы, явления, события, зависимости, числовые соотношения и т.п. Поскольку наглядно образные компоненты мышления играют исключительно важную роль в жизни человека, то использование их в обучении, в том числе при разъяснении многих теоретических понятий, оказывается чрезвычайно эффективным [2].

  • ориентация на индивидуализацию обучения в условиях коллективной деятельности, в рамках единого учебно-воспитательного процесса. При индивидуализации обучения, каждый ученик вовлекается в активную, ориентированную только на него работу. При этом побуждается и мыслительная деятельность, более полно реализуются познавательные потребности, стимулируется творческая активность [4].

  • Возможность эстетического воспитания при помощи виртуальности. Информационные ресурсы глобальной сети Интернет предоставляют сегодня уникальные возможности совершить виртуальные путешествия во всемирно известные сокровищницы изобразительного искусства: Эрмитаж, Лувр, Прадо, галерею Уффици и увидеть гениальные творения великих художников. Компьютерные мультимедийные энциклопедии и телекоммуникационные технологии помогают изучать творчество выдающихся мастеров прошлого и настоящего, оказавших огромное влияние на формирование идей мировой художественной культуры [1].

Виртуальная реальность и, прежде всего, Интернет, не просто еще одно техническое средство обучения, а качественно новая технология. Специфика технологий Интернет заключается в том, что они предоставляют громадные возможности выбора источников информации и главным преимуществом является возможность быстро найти нужную информацию. Использование такой технологии Интернет, как WWW или Всемирной паутины, состоящей из миллионов информационных сайтов, связанных гиперссылками, на уроках информатики предоставляет в целях обучения широчайшие возможности:

  • оперативную передачу на любые расстояния информации любого объема и вида;

  • доступ к различным источникам информации;

  • запрос информации по любому интересующему вопросу через поисковые системы.

Использовать Интернет-ресурсы можно при проведении уроков-практикумов. Для примера рассмотрим фрагмент урока, который можно провести в 11 классе по теме «Использование Интернет-ресурсов при работе с электронными таблицами».

Тема: «Использование интеренет-ресурсов при работе с электронными таблицами. (Урок – практикум в 11 классе)

Цели урока:

Обучающая:

  1. закрепление практических навыков работы в Интернете и с электронными таблицами;

  2. научиться представлять информацию в удобной для работы форме;

Развивающая:

  1. формирование навыков и умений информационно-поисковой деятельности, групповой деятельности;

  2. рассмотрение рациональных способов поиска нужной информации.

Воспитательная:

  1. расширение кругозора учащихся.


План урока:

1. Подготовительный этап.

2. Организационный этап.

3. Актуализация знаний и умений.

4. Работа в Интернете (лабораторная работа)

5. Обобщение и анализ проделанной работы (представление своих работ)

6. Подведение итогов урока
Подготовительной этап:

Учащимся заранее было предложено разделиться на 4 группы и подготовить сообщения (презентации) о поисковых системах Yandex, Google, Rambler, Aport.



Организационный этап.

психологический настрой учащихся на деятельность



Актуализация знаний и умений.

  1. На данном этапе повторяются основные приемы работы с электронными таблицами, правила ввода запроса для поиска информации в Интернете.

  2. Сообщения – презентации учащихся о поисковых системах, используемых в Интернете.

Лабораторная работа

«Поиск информации об учебных заведениях в Интернете»

  1. Зайдите на поисковую систему Yandex.

Вопрос: Как можно быстро из данного окна выйти на сайты учебных

заведений?



  • Ввести точное название учебного заведения;

  • Рассмотрим еще один из способов быстрого поиска информации, если нет точного адреса:

из данного окна поисковой системы Яндекс можно сразу выйти на раздел «учеба» и определить регион для поиска информации: учеба / высшее образование / Россия / регион Урал / Екатеринбург / высшее образование (гуманитарные, технические, университет) / выбрать сайт нужного учебного заведения / информация для абитуриентов
2. Найдите сайт нужного вам учебного заведения. Запишите в тетрадь его адрес.

Найдите и сохраните или перенесите сразу нужную вам информацию в электронную таблицу (задания на карточках)


Задания для лабораторной работы: (распечатаны для каждой группы)

Выбрать способ поиска информации и выполнить задание (на выбор ):

Задания:

1. Университеты: Уральский государственный университет – стоимость семестра

2. Университеты: Уральский государственный университет – конкурс и проходной балл

3. Технические: Уральский государственный университет путей сообщения УрГУПС

4. Гуманитарные: юридическая академия – стоимость подготовительных курсов

5. Гуманитарные: академия управления и предпринимательства (европейско-азиатский институт управления и предпринимательства) – стоимость обучения

Яндекс / учеба / Россия / Урал / другие города региона

6. Нижнетагильская педагогическая академия

Яндекс / учеба / Россия / С-Петербург

7. Стоимость обучения в любом высшем учебном заведении



Полученные результаты оформить в электронной таблице MS Excel, сохранить в своей папке для дальнейшей работы.

Обобщение и анализ проделанной работы:

Каждая группа представляет результаты своей работы:



  • Информацию какого плана и о каком учебном заведении нужно было найти?

  • Какой способ поиска информации использовали?

  • Какую информацию смогли найти?

  • Как представили найденную информацию?

  • Какие выводы можно сделать по вашей информации?

  • Насколько актуальна эта информация для вас?

Подведение итогов урока.
Таким образом, использование виртуальности в учебном процессе школы обеспечивает: повышение информативной емкости содержания учебного занятия; способствует реализации образовательной, воспитательной и развивающей функций учебного процесса; сокращает время, позволяет усваивать больший объем знаний; позволяет концентрировать внимание на усвоение наиболее сложных тем и понятий; позволяет улучшить отбор заданий и упражнений, делая их более наглядными и интересными; формирует умения и навыки за счет индивидуализации обучения и развития навыков самостоятельной работы.

Список литературы



  1. Моисеева, М.В., Полант Е.С., Бухаркина М.Ю., Петров А.Е. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования [Текст]: учеб. пособие для студ. пед. вузов и системы повыш. квалиф. пед. кадров / Е.С. Полант, М.Ю. Бухаркина, М.В. Моисеева, А.Е. Петров; Под ред. Е.С. Полант. – М.: Издательский центр «Академия», 1999. – 224 с.

  2. Панюкова, С.В. Концепция реализации личностно ориентированного обучения при использовании средств информационных телекоммуникаций [Текст] / С.В. Панюкова – М.: Про-пресс, 1998. – 120с.

  3. Романов, О.В. Смысл идеи виртуальности и понятие виртуальной реальности [Текст] / О.В. Романов // Философия интернета (генезис и синтез фундаментальных идей): моногр. — Самара, 2003. — С. 38 — 42.

  4. Щукина, Г.И. Проблема познавательного интереса в педагогике [Текст]/ Г.И. Щукина М.: Педагогика, 1971. – 35с.







База данных защищена авторским правом ©refedu.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница