Юсуфовна устные упражнения как одно из средств формирования математической культуры учащихся V-IX классов 13. 00. 02 теория и методика обучения и воспитания



Скачать 317.62 Kb.
Дата01.05.2016
Размер317.62 Kb.


На правах рукописи


БАТЧАЕВА ПАВЛИНА АБУ-ЮСУФОВНА


УСТНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ

КАК ОДНО ИЗ СРЕДСТВ ФОРМИРОВАНИЯ

МАТЕМАТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

УЧАЩИХСЯ V-IX КЛАССОВ

13.00.02 – теория и методика обучения и воспитания

(математика, уровень общего образования)


АВТОРЕФЕРАТ
диссертации на соискание ученой степени

кандидата педагогических наук

АСТРАХАНЬ -2010
Работа выполнена на кафедре математики и методики ее преподавания

Карачаево-Черкесского государственного университета

им. У.Д. Алиева


Научный руководитель: доктор педагогических наук, заслуженный

работник высшей школы РФ, профессор



Шихалиев Ханали Шихалиевич


Официальные оппоненты: доктор педагогических наук, профессор

Магомеддибирова Зульпат Абдулгалимовна
кандидат педагогических наук, доцент

Аксютина Ирина Владимировна
РОСТОВСКИЙ
Ведущая организация: ГОУ ВПО «Ростовский государственный педагогический институт Южного федерального университета»

Защита состоится 2 декабря 2010 года в 10.00 часов на заседании диссертационного совета ДМ 212.009.05 в ГОУ ВПО «Астраханский государственный университет» по адресу: 414000, г. Астрахань, пл. Шаумяна, д. 1, ауд. 101.

С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке Астраханского государственного университета.

Текст автореферата размещён на официальном сайте Астраханского государственного университета http: www.aspu.ru

Автореферат разослан 1 ноября 2010 г.

Учёный секретарь

диссертационного совета




Кенжалиева С.З.


Актуальность исследования. Математическое образование рассматривают как важнейшую составляющую фундаментальной подготовки выпускников школ. Об этом свидетельствует международное исследование образовательных достижений PISA (Programmer for international Student Assessment), нацеленное на возможность реализации компетентного подхода в образовании. Особое внимание уделяется оценке того, насколько учащиеся овладели различными способами изучения математики.

Анализ современного состояния методической мысли о детерминанте математического образования вызывает особый интерес работников образования – вносятся предложения по совершенствованию среднего математического образования. Значительно возрос интерес к проблеме формирования математической культуры. Об этом профессор Х.Ш. Шихалиев пишет: «Любые стандарты, относящиеся к математическому образованию, будут неполными, если в них не отражены требования к формированию математической культуры учащихся».

Все учащиеся должны получить в школе сведения об установившихся научных концепциях и приобрести твердые основы научных знаний и, кроме того, умение логически рассуждать и ясно излагать свои мысли, т.е. обладать математической культурой. Между культурой, с одной стороны, и содержанием образования, с другой, существуют сложные, далеко не полностью исследованные отношения. Таким образом, обязательным фактом для современной средней школы становится зависимость стандартов математического образования от формирования математической культуры.

Нами выяснено, что основополагающим фактором формирования математической культуры является математическая грамотность. Для оценки образовательных достижений была «математическая грамотность», под которой понимается способность учащихся:



  • распознавать проблемы, возникающие в окружающей действительности, которые могут быть решены средствами математики;

  • формулировать эти проблемы на языке математики;

  • решать эти проблемы, используя математические знания и методы;

  • анализировать использованные методы решения;

  • интерпретировать полученные результаты с учетом поставленной проблемы;

  • формулировать и записывать окончательные результаты решения поставленной проблемы.

Математическая культура определяется степенью совершенства знаний и умений и характеризуется соблюдением ряда принципов и норм в учебно-познавательной деятельности учащихся. Отсюда вытекает задача, требующая конкретного решения – сформировать умение самостоятельно применять полученные знания и навыки как в математике, так и в других дисциплинах и практической жизни.

При выполнении работы столкнулись с проблемой терминологии и отдельных положений в теории математической культуры. Следует иметь в виду, что проблема формирования математической культуры не нова, но в то же время находится в стадии становления и в различных публикациях трактуется не вполне однозначно. При этом исходим из того, что под понятием «математическая культура» нами понимается как усвоение математики, так и умение учащихся пользоваться этими знаниями в добывании новых знаний и применение их в дальнейшем. Тем не менее, в практике сталкиваемся с фактами, свидетельствующими о слабом уровне математической культуры, о недостатках в ее формировании, в частности:



  1. В методической литературе мы встречаем высказывания по поводу того, что математический багаж выпускников состоит из определенного числа слабо связанных между собой догматически усвоенных сведений и более или менее закрепленных навыков выполнения некоторых стандартных операций и типовых заданий, занявших место задач.

  2. Полностью исчезла культура логических рассуждений. Это первый вывод. Второй – тесно связанный с первым: выпускники школы не умеют говорить, выражать свои мысли словами и проводить математические рассуждения.

  3. Уровень культуры вычислений и тождественных преобразований достаточно низок. Например, применение калькуляторов не всегда положительно сказывается на культуре устного счета.

Сегодня школа ориентируется на процесс передачи знаний, а цель образования ориентирует на результат. В понятии «культура» также акцент делается на результативной стороне деятельности. В традиционной парадигме знаний и умений результат один – сколько ученик усвоил и как?

Математическое образование ставит своей целью:



  • овладение конкретными математическими знаниями, необходимыми для применения в практической деятельности, для изучения смежных дисциплин, для продолжения образования;

  • интеллектуальное развитие учащихся, формирование качеств мышления, характерных для математической деятельности и необходимых для повседневной жизни;

  • формирование представлений о математике как части общечеловеческой культуры, понимание значимости математики для научного прогресса.

Усвоение школьниками учебных программ оценивается в исследованиях, проводимых международной комиссией. По ним результаты российских школьников устойчиво превышали средние международные показатели, а по результатам исследования PISA-2000 выявили значительные недостатки в умении наших учащихся применять полученные знания и навыки в жизненных ситуациях. Эти выводы подтверждаются и во всероссийских исследованиях качества образования, и в результатах единого государственного экзамена. К слову, в 2003 году около 70% российских учащихся участвовало в международном исследовании. Из них около 7% достигают высокого уровня математической грамотности, тогда как в лидирующих странах 22-28%. Чуть более 10% российских учащихся не достигают нижней границы математической грамотности.

По результатам исследований в 2006 году 15-летние российские школьники заняли по состоянию математической грамотности 32-38 места среди 57 стран (в 2000 году – 21-25 места среди 32 стран; в 2003 году – 29-31 места среди 40 стран). Сравнение результатов показывает, что за шесть прошедших лет в состоянии математической грамотности существенных изменений не произошло. Таким образом, нельзя не обратить внимание на некоторое противоречие между целью математического образования и результатом.

Методика организации и проведения ЕГЭ свидетельствует о том, что роль устных упражнений, способствующих быстрой ориентации в поисках правильного ответа на поставленный вопрос, неоценима. Значит, возникает проблема подготовки учащихся к ЕГЭ совершенствованием методики проведения устных упражнений в процессе усвоения и закрепления материала. Такая проблема не нова, но ее актуальность в настоящее время усиливается увлечением детей компьютерными упражнениями и упражнениями на калькуляторах, и требует новых исследований.

В связи с этим возникла необходимость разработки понятийного аппарата. Исходными понятиями исследования являются «математическая культура» и «устные упражнения».



Математическая культура – это:

1) совокупность достижений человечества в его умениях пользоваться математическим языком в качестве средства как для общения с людьми, так и для описания и познания окружающей действительности;

2) уровень, степень развития человечества в его умениях пользоваться математическим языком как для общения с людьми, так и для описания и познания окружающей действительности;

3) осознанное пользование математическим языком как для общения с людьми, так и для описания и познания окружающей действительности.

Такое толкование впервые дается в исследовании Шихалиева Х.Ш.



Устные упражнения – это система задач, организующая и направляющая учебную деятельность учащихся на различных этапах урока, решение которых производится в уме за короткий промежуток времени.

С помощью устных упражнений появляется возможность устанавливать контакт со многими учащимися, получать непрерывную информацию о качестве усвоения ими учебного материала и принимать на этой основе необходимые решения по руководству учебным процессом. Основываясь на ряде известных фактов об интеграции науки математики в разные области человеческой деятельности, в большинстве случаев для решения той или иной задачи находят уже готовый математический аппарат в «запасных» разделах математики. Устные упражнения позволяют отработать навыки такой работы и обоснованно определяются нами как форма реализации методов обучения, как одно из средств формирования математической культуры.

Устным упражнениям уделяли внимание и раньше. В частности, вопросы составления и использования упражнений при обучении математике рассматриваются в работах Я.И. Груденова, Ю.М. Колягина, Е.И. Лященко, Ю.Н. Макарычева, К.С. Муравина, Г.И. Саранцева, С.Б. Суворовой и др.. В указанных работах и диссертационных исследованиях рассматриваются общие принципы построения системы упражнений, роль упражнений в формировании понятий, обучении математическому языку, расширении фонда знаний и умений учащихся, особенности фронтальной и самостоятельной работы с упражнениями. Здесь речь идет об упражнениях устных и письменных.

Наиболее ценна для нас информация, полученная из работ Липатниковой И.Г. об устных упражнениях в системе развивающего обучения, Снегуровой В.И. об использовании системы задач как средства развития математической культуры, Розановой С.А. о проблеме формирования математической культуры студентов техвузов, Часова К.В. об элементах нестандартного анализа и логико-речевой символики как средства развития математической культуры, в исследовании Бизюк В.В. о формировании информационной культуры в процессе самостоятельной работы.

Проблема организации учебной деятельности находится в тесной взаимосвязи с выполнением учащимися упражнений. Рациональным образом построенная система устных упражнений может служить эффективным средством в развитии познавательной потребности и познавательной самостоятельности, в развитии и мотивации к учению и устойчивого интереса к математике.

При работе с устными упражнениями рассматриваются вопросы, позволяющие направить мысль учеников в нужное русло, сделать их активными участниками в открытии новых связей и закономерностей, в овладении новыми алгоритмами, в усвоении новых понятий и свойств. При работе с устными упражнениями учитель получает потенциальные возможности для повышения учебной активности учащихся.

Анализ учебников математики и алгебры и разработанных поурочных планов на наличие и характер устных упражнений позволил сделать вывод, что все они в той или иной степени способствуют развитию познавательной активности учащихся, формированию учебной деятельности. Однако способы организации вычислительной деятельности по-прежнему сориентированы на показ образца вычислительного приема, отработку частных способов вычислений, использование однотипных тренировочных упражнений, при этом не уделяется должного внимания работе по осознанию школьниками взаимосвязи изучаемых понятий и общих способов вычислений, развитию систематичности их мышления.

Таким образом, обозначившиеся противоречия между:



  • целями и результатами математического образования;

  • развивающей направленностью курса математики и существующими способами организации вычислительной деятельности;

  • инновационными методами формирования умений и навыков и школьной практикой рационального подхода к решению задач

актуализируют направление исследования по совершенствованию методики проведения устных упражнений в основной школе и позволяют сформулировать проблему исследования: разработать и теоретически обосновать методическую систему устных упражнений для формирования математической культуры учащихся 5-9 классов.

Целью исследования является теоретическое обоснование использования устных упражнений как одного из средств формирования математической культуры учащихся основной школы и создание соответствующей методической системы.

Объектом исследования является процесс обучения математике в V-IX классах общеобразовательной школы.

Предмет исследования – методическая система устных упражнений, способствующая формированию математической культуры учащихся основной школы.

Цель, объект и предмет исследования позволили сформулировать гипотезу исследования, согласно которой успешное формирование математической культуры учащихся основной школы обеспечивается, если будет:



  • разработана система устных упражнений по математике;

  • создано ее методическое обеспечение;

  • организована систематическая и целенаправленная работа по использованию устных упражнений на уроках математики;

  • будут выявлены критерии по определению математической культуры.

Для решения поставленной проблемы следовало решить ряд задач:

  1. Провести анализ психолого-педагогической и научно-методической литературы и определить современное состояние методики организации устных упражнений.

  2. Осуществить поиск возможностей совершенствования методики проведения устных упражнений, классифицировав и определив их место в урочной системе, исходя из ряда принципов построения такой системы устных упражнений.

  3. Разработать методику проведения устных упражнений в контексте изучаемого материала по классам.

  4. Определить критерии уровня сформированности математической культуры и экспериментально проверить разработанную систему на предмет ее эффективности в вопросе формирования математической культуры.

Для решения поставленных задач применялись следующие методы исследования:

  • теоретические – изучение и анализ психолого-педагогической, методической, философской и математической литературы по проблеме исследования; анализ школьных программ и стандартов по математике, анализ межпредметных связей;

  • общенаучные – педагогические наблюдения, анкетирование, беседы, опросы учащихся, учителей-математиков;

  • экспериментальные – констатирующий, поисково-обучающий и контрольный эксперименты по проблеме исследования;

  • статистические – обработка результатов педагогического эксперимента, традиционная оценка уровня математической подготовки учащихся (письменные контрольные работы), оценка сформированности математической культуры.

Теоретической базой исследования явились:

  • документы по вопросам совершенствования работы школьного образования;

  • материалы и решения Международных и Российских конференций по проблемам формирования математической культуры учащихся;

  • основные положения педагогики и психологии средней школы, в особенности комплексное сочетание системного и деятельностного подхода, позволяющие рассматривать процесс обучения математике и оценивать эффективность учебной деятельности сопоставлением целей и реально получаемых результатов;

  • диалектический принцип, обеспечивающий подход к обучению как изменяющемуся и развивающемуся во времени процессу с учетом конкретных социокультурных условий.

Методологической основой исследования явились:

    • теория поэтапного формирования умственных действий;

    • теория развивающего обучения;

    • теория обобщающего повторения;

    • теория организации умственно-познавательной деятельности.

Обоснованность и достоверность полученных в диссертационном исследовании результатов и выводов обеспечиваются:

  • опорой на результаты исследования в практике обучения учащихся математике в общеобразовательной школе;

  • использованием широкого спектра организации обучения математике, опираясь на систему устных упражнений;

  • подтверждением полученных результатов в практике обучения.

Научная новизна

  1. Определена роль устных упражнений в формировании математической культуры учащихся основной общеобразовательной школы.

  2. Определены принципы построения системы устных упражнений для повышения качества знаний учащихся как при восприятии, так и при изучении и закреплении материала на различных этапах урока.

  3. Выявлены и обоснованы критерии сформированности математической культуры.

  4. Разработана система устных упражнений.

  5. Создана методическая система устных упражнений (цели, содержание, методы, средства, и организационные формы).

Теоретическая значимость

        1. Выявлен двоякий подход к вопросу формирования математической культуры учащихся основной школы: через составляющие математической культуры (логическую, графическую, вычислительную, алгоритмическую и культуру речи) и через математический язык, математические способности и математическое мышление.

        2. Определены принципы построения системы устных упражнений, такие как принцип словарного запаса и принцип скользящего временного интервала, введенные впервые с учетом специфичности устных упражнений.

        3. Теоретически обоснованы выявленные критерии сформированности математической культуры через ее составляющие, по числу которых можно определить уровень математической культуры учащихся основной школы (низкий, средний, хороший, высокий или превосходный).

Практическая значимость исследования заключается в том, что разработанная система устных упражнений и ее методическое обеспечение становятся частью практической работы учителя математики в 5-9 классах, служат своеобразным материалом по самообразованию начинающих учителей.

На защиту выносятся следующие положения:

  • теоретико-методическое обоснование целесообразности использования устных упражнений как одного из средств формирования математической культуры учащихся 5-9 классов общеобразовательной школы;

  • структурная схема формирования математической культуры через методическую систему устных упражнений;

  • совокупность устных упражнений, представленных в сборнике «Устные упражнения по математике в V-IX классах»;

  • принципы, сугубо специфичные для устных упражнений: принцип скользящего временного интервала и принцип словарного запаса (региональный комфорт);

  • критерии для определения уровня математической культуры;

  • методическая система устных упражнений и методика ее реализации в 5-9 классах при обучении математике.

Апробация и внедрение результатов исследования: основные положения диссертационного исследования обсуждались на заседаниях кафедры математики и методики ее преподавания Карачаево-Черкесского государственного университета; на научно-методических семинарах; научно-практических конференциях преподавателей и студентов в Карачаево-Черкесской Республике и Республике Дагестан; в Республиканском Институте повышения квалификации работников образования с учителями математики средних общеобразовательных школ в марте 2003 года и июне 2006 года.

Структура и объем. Диссертационное исследование состоит из введения, двух глав, заключения и библиографии.

Исследование проводилось с 1999 года по 2008 год включительно и состояло из нескольких этапов.

На первом этапе (1999-2000 гг.) анализировалась психолого-педагогическая литература по проблемам формирования математической культуры, по ее сущности и структуре, рассматривались различные средства, воздействующие на формирование математической культуры. Осуществлялся анализ результатов международных и всероссийских исследований по вопросу сформированности математической грамотности 15-летних школьников, анализ программ и учебников математики и алгебры с точки зрения целенаправленного применения устных упражнений на уроках математики.

На втором этапе (2001-2004 гг.) велась теоретическая разработка основных принципов построения системы устных упражнений по математике для учащихся 5-9 классов, а также разработка основных положений методики организации и проведения устных упражнений в целях формирования математической культуры. Был проведен констатирующий эксперимент для выяснения параметров, составляющих ядро математической культуры и уровня их сформированности. Был создан сборник устных упражнений по математике для 5-9 классов, по которому проводился обучающий эксперимент.

На третьем этапе (2005-2008) проводился контролирующий эксперимент, который позволил сделать выводы и обобщить полученные результаты.

Основное содержание работы


Во введении обоснована актуальность темы диссертации, обозначена проблема исследования, сформулированы основная цель, гипотеза и задачи диссертационной работы, определены объект и предмет исследования, дана характеристика этапов и экспериментальной базы исследования, обозначены научная новизна, теоретическая и практическая значимости диссертационной работы, приведены этапы и сведения о внедрении результатов исследования, а также сформулированы положения, выносимые на защиту.

В первой главе «Теоретические основы использования устных упражнений в целях формирования математической культуры учащихся» проведен анализ научно-методической литературы по проблеме исследования, определено понятие «математической культуры»; раскрыты аспекты использования устных упражнений, приведена их возможная классификация; рассмотрены различные подходы к разработке методических систем и дано теоретическое обоснование методической системы устных упражнений.

Анализ психолого-педагогической, философской, специальной литературы, а также диссертационных исследований позволил выявить:



    1. Вычислительная культура, алгоритмическая, логическая, графическая и культура речи – составляющие математической культуры. Математическая грамотность – ядро математической культуры.

    2. Математический язык, математические способности и математическое мышление – три взаимосвязанных блока, способствующие формированию математической культуры.

В нашем понимании структура математической культуры в свете общечеловеческой выглядит следующим образом:

МГ - математическая грамотность – это то общее, что присуще всем видам математической культуры, самый основной компонент, составляющий ее ядро.

Исходя из этого, при употреблении термина «математическая культура учащихся» мы интуитивно вкладываем в него как выделяемые «базовые элементы», так и различного рода многочисленные свойства и способности человека – быть грамотным в рассматриваемой области, творчески использовать свои знания, находить оригинальное решение проблемы, красиво его излагать и многое другое, - которые и характеризуются одним словом – «культура».

В современной дидактике математики математическое развитие учащихся, форми­рование их речи, мышления и способностей являются важнейшими факторами при решении проблем содержания и структуры общеобразовательного математического курса и методов обучения.

Активная умственная деятельность учащихся при получении новых знаний, их закреплении и трансформации в новые области возможна через систему устных упражнений, если будет представлена правильная методика (в зависимости от целей урока осуществить отбор упражнений по содержанию с учетом степени сложности, продумать формы проведения, заранее подготовить средства, с помощью которых будут представлены эти упражнения и отработать наиболее эффективные приемы и методы). Если учесть мотивы использования устных упражнений, выделить содержание, установить средства, формы и методы, а затем отследить результат, то получим: не что иное как формирование математической культуры через методическую систему устных упражнений.

В представленной ниже схеме видны основные составляющие математической культуры – алгоритмическая, вычислительная, логическая, культура речи и графическая. Каждая из данных видов культур способствует выработке тех или иных умений учащихся.

Рис.2 - Структурная схема формирования математической культуры через методическую систему устных упражнений

Охарактеризуем каждую составляющую.

Устные упражнения способствуют достижению следующих целей:



  • локальное повторение;

  • постановка проблемной ситуации;

  • осознание роли изучаемой темы;

  • усвоение, запоминание и отработка навыков;

  • видение межпредметных и внутрипредметных связей;

  • контроль усвоения.

При комплексном подходе к составлению устных упражнений можно достичь высокой математической грамотности. Всем известно, что грамотность – это порядок в мыслях, а, следовательно, и высокое качество знаний; это и основной аспект формирования математической культуры. Отбор содержания устных упражнений предполагает учет основных принципов построения системы упражнений: углубление содержания тем и полноты; однотипности; принцип контрпримеров, наблюдения и обобщения, творческой активности и самостоятельности; непрерывного повторения, цикличности, скользящего временного интервала и словарного запаса (региональный комфорт). Последние два принципа выдвинуты нами, как принципы, сугубо специфичные для устных упражнений.

Отражение в системе устных упражнений умственной комфортности, заключающейся в постепенном нарастании сложности в деятельности учащихся, сочетающийся с региональным комфортом, - важный принцип словарного запаса. Упражнения, содержание которых близко и понятно учащимся, – занимательные задачи, задачи с историческим и региональным содержанием – эффективное средство обучения. Специфической особенностью предлагаемых в пособии устных упражнений-задач является использование реальных ситуаций данной местности. Полезная информация (экологического, краеведческого, исторического и экономического характера), представленная в задачной форме, содержит привычные жизненные ситуации, позволяющие создать целостный образ, способствующий облегчению составления математической модели задачи.



Принцип скользящего временного интервала - самый специфичный принцип, который используется при составлении устных упражнений. Учащиеся, владеющие твердыми навыками устного счета, быстрее осваивают технику алгебраических преобразований, лучше справляются с различными заданиями, составной частью которых являются вычисления, лучше соображают, активно включаются в поисковую работу. В зависимости от поставленной цели (настраивание на «математическую волну» в начале урока, логическая подготовка к восприятию нового материала, закрепление изученного, отработка определенного навыка и т.п.) время проведения устных упражнений может колебаться от 2 до 7 минут.

Без соответствующих методов деятельности невозможно реализовать цели и задачи обучения, достичь усвоения учащимися определенного содержания учебного материала. Из трех общеизвестных основных групп методов учебно-познавательной деятельности, мы выделили те, которые наиболее приемлемы к устным упражнениям.



Методы, способствующие организации и осуществлению учебно-познавательной деятельности: метод бесед; наглядный; индуктивный и дедуктивный методы обучения; практический.

Методы, способствующие стимулированию и мотивации учебной деятельности: метод игр и игровых моментов; метод постановки проблемных ситуаций; метод создания эмоциональных ситуаций.

Методы, способствующие контролю за учебно-познавательной деятельностью: методы устного и письменного контроля.

Предлагаемая классификация методов обучения является относительно целостной потому, что она учитывает все основные структурные элементы деятельности (ее организацию, стимулирование и контроль). В ней целостно представлены такие аспекты познавательной деятельности, как восприятие, осмысление и практическое применение.

В любом акте учебной деятельности всегда сочетается несколько методов. Методы всегда как бы взаимно проникают друг в друга, характеризуя с разных сторон взаимодействие учителя и учеников. И если мы говорим о применении в данный момент какого-то определенного метода, то это означает, что он доминирует на данном этапе, внося особенно большой вклад в решение основной дидактической задачи.

При рассмотрении форм обучения в методических системах обычно различают: фронтальную работу с классом, индивидуальную работу с отдельными учащимися, работу по группам. Будем различать следующие формы проведения устных упражнений: математические диктанты; устный счет; тесты; устные контрольные работы; тетради на печатной основе; игры и игровые моменты. Во второй главе диссертационного исследования нами охарактеризованы эти формы проведения устных упражнений с приведением конкретных примеров, а также указаны их недостатки и преимущества.

В настоящее время весьма усовершенствована и нашла широкое развитие система учебно-наглядных пособий, которые применяются в обучении. Учебно-наглядные пособия и технические средства обучения могут выполнять двойную роль: с одной стороны, они служат источниками новых знаний, с другой – как средство выработки практических умений и навыков у учащихся. Поэтому их следует использовать на всех этапах учебного процесса: при объяснении нового материала, при его закреплении, при организации тренировочных упражнений по применению знаний на практике, а также при проверке и оценке усвоения программного материала учащимися.

К средствам, с помощью которых через систему устных упражнений можно вести эффективное обучение, отнесем: графические пособия (диаграммы, графики, схемы, таблицы); различные технические средства: (учебные кинофильмы, компьютер, кодоскоп, магнитофон); дидактический материал (карточки, перфокарты, тесты); различные заготовки для проведения игр (сигнальные карточки; плакаты с рисунками и др.); макеты геометрических тел, измерительные приборы, предметы реальной действительности.

Особенной чертой большего числа приведенных средств является наглядность, которая при формировании математической культуры применяется в целях лучшего и более активного усвоения и запоминания информации. В них последовательно отображены особенно яркие, активизирующие запоминание материала цифры, слова и формулы.
Во второй главе «Реализация методической системы устных упражнений по математике в V-IX классах» дано методическое обеспечение представленной системы устных упражнений: исследована проблема приведения в соответствие целей и задач математического образования методике устных упражнений; рассмотрены традиционные принципы построения системы устных упражнений и разработаны дополнительные принципы, которыми руководствовались при создании сборника устных упражнений, а также представлены организационные формы, методы и средства основной школы при их выполнении; описана экспериментальная работа и выявлены критерии математической культуры.

Вопрос содержания устных упражнений решается в соответствии с определенными принципами. Использование устных упражнений в нужный момент и в необходимом количестве достигается их достаточным наличием в сборнике и дает возможность фронтально получить результат за короткий промежуток времени.

Реализацию принципа скользящего временного интервала покажем на ряде устных упражнений:

В 8 классе перед изучением темы «Основное свойство дроби» можно провести устный счет в форме игры «Прочитаем вместе». На доске (или кодоскопе) приводятся задания, каждому из которых соответствует буква. При выполнении такого устного задания используются все семь традиционно отводимых максимальных минут.

Для отработки навыков работы со знаком «минус» можно рекомендовать в системе упражнения: Замените выражение равным так, чтобы перед дробью стоял знак “минус”:

а); б) ; в) ; г) ; д) ; е) ; ж) ; з) .

На выполнение таких устных упражнений затрачивается 3-4 минуты.

Задания на представление, воображение заставляют задуматься. Мы имеем в виду геометрические фигуры или графики:

Представив графики уравнений, объясните, имеет ли система решение?(9 класс)

а) у= -2, б) у=х2, в) у=2х+3, г) у=2х+3,

у=х2; у=х3; у=2х-4; у= -2х-3.

[а) нет; б) да; в) нет, они параллельны; г) да].

Найдите углы параллелограмма, если косинус одного из его углов равен .

Для выполнения такого рода заданий достаточно и 1-2 минут.

На основе анализа методических исследований, учитывая особенности контингента учащихся и экономические условия региона, в котором они проживают, нами предложена полезная информация (экологического, краеведческого, исторического и экономического характера) в задачной форме. Реализацию принципа словарного запаса (региональный комфорт) покажем на примерах.

Постоянное связывание изучаемой темы с событиями реальной действительности вызывает активность. В г. Карачаевске на День здоровья учащиеся СОШ №1 ходили на Шоанинский монастырь и этот факт был нами зафиксирован в следующем задании:



На графике изображена зависимость пройденного маршрута семиклассниками от времени (см. рис. 15). Определите:

а) Сколько часов наши туристы были в пути?

б) Все ли время были в движении?

в)Сколько километров от школы №1 г. Карачаевска до Шоанинского монастыря, если точка О соответствует школе, точка Х – Шоанинскому монастырю?

г) Сколько времени они пробыли на монастыре?

д) Какова была их скорость на участках ОА, АВ, ВХ, ХС, СD?

[а) 5ч.30м., б)нет, после 1 ч. движения отдыхали 30 мин, в) 5 км, г)2 часа, д)3 км/ч; 0; 2 км/ч; 0; км/ч].

Покажем реализацию одного из методов обучения. Доступность учебной задачи и мотивационный ориентир необходимы условия для формирования стойких познавательных интересов, т.к. сознательное усвоение предполагает не только работу ученика, но и непосредственное активное участие его воли, чувств, оно предполагает формирование определенного эмоционального отношения к процессу учения. Такой метод обучения - метод создания эмоциональных ситуаций.

Н


Учащимся предлагаются задания и называются ответы. На правильный ответ они делают хлопок, на неправильный – разводят руки.
апример, при изучении темы «Параллельные прямые» (6 класс) можно включить игровой момент «Хлопок на верный ответ».



    1. Прямые АВ и CD параллельны (хлопок), перпендикулярны (разводят руки), равны (хлопок) и т.д.

    2. Прямые АВ и АD параллельны (?), перпендикулярны(?), равны(?).

    3. Прямые АА1 и CD параллельны(?), перпендикулярны(?), равны(?).

З
Из нее видно, что пара (6, 12) является ответом задачи.

Далее можно предложить задание – определить число решений задачи: Какими могут быть стороны прямоугольника площадью 72 см2 . Ответ:

(1,72); (2,36); (3,24); (4,18); (6,12); (8,9).
адача, имеющая поисково-исследовательский характер, показывает реализацию метода создания проблемных ситуаций.

Найдите стороны прямоугольника, у которого полупериметр равен 18 см, а площадь 72 см2. Учащиеся могут решить задачу методом перебора. Учитель предлагает составить таблицу.

Полупериметр - слагаемые

Площадь – произведение

1 и 17

17

2 и 16

32

3 и 15

45

4 и 14

56

5 и 13

65

6 и 12

72

7 и 11

77

8 и 10

80

9 и 9

81

То, что задача имеет пять решений – у учащихся вызывает удивление. Но каково их желание решать дальше, когда им предлагают задание – определить наибольшую и наименьшую площадь этого прямоугольника.

Можно с учащимися выяснить вопрос – всегда ли сможем решить подобные задачи? Ученики уверены, что методом перебора можно.

Вопрос: «А если даны такой полупериметр, который равен 186, а площадь 784?» – заставляет пересмотреть свои выводы и общими усилиями приходят к выводу, что метод перебора имеет свои недостатки.

Остановимся на одном из средств подачи нового материала.

При изучении формулы разности квадратов (7класс) можно предложить таблицу, состоящую из трех цветов: выделенное красным цветом – это этап логической подготовки к восприятию нового, это и актуализация имеющихся знаний, это и создание проблемной ситуации (вся работа на этом этапе должна быть нацелена на мотивацию получения нового знания и ориентирована на создание интереса);

выделенное желтым цветом – это новое знание и пример его применения (этап выработки знаний и умений);

выделенное зеленым цветом – это использование полученного знания в различных областях, в нужной ситуации (этап перевода знаний и умений в навык и совершенство).


а) 5 · (1,4х+2); д) 5 · 82;

б) (8,3 – х) ·2; е) 39 · 3;

в) (5+х) (5 + х); ж) 162;

г) (5 – х) (5 – х); з) 47 ·53 (?!)

a2 – b2 = (а – b) (a + b)
Примеры: а) 472 – 372; б) 20,5 2 – 20,4 2;

в) 47 · 53 = (50-3) (50+3)= 502 – 32 = 2500 – 9 = 2491.

а) (2 – а) (2+а); е) 52 · 48;

б) (b – 4) (b+4); ж) 21 · 19;

в) (2а–3b) (2а+3b); з) 32 · 28;

г) (17+х) ( х–17); и) 11 · 29;

д) (5+3х) (5–3х); к) 46 · 54.


Вторую главу диссертации завершает выявление критериев для определения уровня математической культуры учащихся основной школы при реализации разработанной методической системы:

  1. Умение действовать в соответствии с правилами и законами арифметических действий

  2. Знание алгоритмов решения уравнений и неравенств

  3. Знание различных способов решения систем уравнений и неравенств

  4. Прочность вычислительных навыков (правильность)

  5. Рациональный подход к вычислениям и преобразованиям

  6. Скорость выполнения заданий

  7. Умение читать графики

  8. Умение переносить текст задачи на язык схем

  9. Умение выражать свои мысли и проводить рассуждения

  10. Умение аккуратно и рационально выполнять записи

  11. Умение сочетать словесные и символические записи

  12. Умение последовательно излагать материал

  13. Понимание сущности математических понятий, определений, теорем

  14. Умение сравнивать, анализировать, конкретизировать, обобщать.

В зависимости от числа умений, вырабатываемых системой устных упражнений по формированию математической культуры, мы выявили следующие уровни:

13-14 баллов – превосходный уровень математической культуры (П);

10-12 баллов – высокий уровень математической культуры (В);

8-9 баллов – хороший уровень математической культуры (Х);

6-7 баллов – средний уровень математической культуры (С);

менее 6 баллов – низкий уровень математической культуры (Н).

Результаты проведенных исследований подвергались статистической обработке выдвинутой гипотезы. Для наглядности представлен сравнительный рост качества выполнения заданий в экспериментальных и контрольных классах на начало эксперимента, через два месяца, через полгода и на конец эксперимента (в процентах).



Диаграмма 1. Сравнительный рост качества выполняемых заданий

Обобщенные результаты педагогического эксперимента в определенных классах представлены в таблице.



Класс

Число учащихся

Всего элементов знаний и умений

Воспроизведено элементов зн. и ум.

Не воспроизведено зн. и ·

КК 8А

24

336

268

66

ЭК 8Б

23

322

302

20

Как видно из таблиц, наблюдается тенденция к повышению качества знаний учащихся в экспериментальном классе по сравнению с контрольным. Выясним, насколько сделанный вывод достоверен.

, ,d = 0,9379-0,7976 ≈ 0,14>0.

Чтобы выяснить, является ли разность вероятностей достоверной, найдем среднюю ошибку разности:



.

.

.

Теперь найдем вероятность достоверности полученной разности вероятностей и. Воспользуемся формулой нормированного отклонения:



. По таблице Стьюдента получим .

Во всех аналогичных случаях вероятность воспроизведения элементов знаний и умений учащимися, обучающимися по разработанной методике при систематическом использовании устных упражнений, будет больше, чем вероятность воспроизведения знаний и умений учащимися, в обучении которых эта методика не применялась. Достоверность этого вывода составила около 98%.

В целом результаты эксперимента доказывают эффективность предложенной методики по систематическому использованию устных упражнений и

подтверждают выдвинутую в исследовании гипотезу.



В Заключении подведены итоги всей работы и сделаны выводы:

  • доказана возможность формирования математической культуры на основе систематического использования устных упражнений;

  • определены принципы построения и содержание устных упражнений, на базе которых осуществляется процесс формирования умственных действий и математической культуры;

  • разработана методическая система устных упражнений, центральной компонентой в которой выделена умственная деятельность учащихся при выполнении устных упражнений;

  • экспериментально доказана эффективность предложенной методики проведения устных упражнений, ее влияние на уровень математической культуры и качество математической подготовки.

Считаем, что дальнейшие разработки устных упражнений на материале данной местности и представление их с помощью современных средств усилят эффективность обучения математике.

Основные положения и результаты диссертационного исследования отражены в следующих публикациях:

  1. О графическом решении уравнений и неравенств (тезисы). – Северо-Кавказская региональная научная конференция студентов и молодых ученых «Перспектива-99»/ Сборник научных статей молодых ученых. – Нальчик: КБГУ им. Х.М. Бербекова, 1999. – С. 369-370.

  2. О роли преемственности в обучении математике (тезисы). –Начальное образование на рубеже XXI века/Тезисы докладов. – Карачаевск, 1999. – С. 55-56

  3. Роль устных упражнений на уроках математики (тезисы). - Алиевские чтения /Тезисы докладов. – Карачаевск, 2000.

  4. Активизация мыслительной деятельности учащихся на уроках математики посредством устных упражнений (статья). - Вестник КЧГПУ №4. – Карачаевск, 2000. – С.192-200.

  5. Вычислительные навыки – непременное условие формирования математической культуры (тезисы). - Алиевские чтения/ Тезисы докладов. – Карачаевск, 2001.

  6. Классификация устных упражнений, их роль и место в формировании математической культуры (статья). - Вестник КЧГПУ/ Научно-методический журнал. – Карачаевск, 2001. - С. 161-169.
  7. Введение в геометрию (статья). - Вестник КЧГПУ/Научно-методический журнал. – Карачаевск, 2001. - с. 206 – 226 (0,5 п.л) (в соавторстве)


  8. Устные упражнения по математике в V-IX классах (пособие). - Карачаевск: Изд-во КЧГУ. – 2004. – 202с.

  9. Рациональное решение упражнений как показатель уровня математической культуры школьников (статья)./ Актуальные проблемы математики, информатики и их методик преподавания/ Материалы научно-практической конференции, посвященной 60-летию математического факультета ДГПУ. – Махачкала. – 2005. – С. 7-9.

  10. Об определении показателей математической культуры (тезисы). - Алиевские чтения/ Материалы научной сессии. – Карачаевск. – 2005. – С. 70-72.

  11. К вопросу о формировании математической культуры (статья).- Образование в ХХI веке/ Материалы Всероссийской научной заочной конференции. – Тверь: ООО «Буквица», 2006. – с. 4-7.

  12. Повышение уровня остаточных знаний – методиче­ская проблема (тезисы). - Актуальные проблемы преподавания математики и информатики в школе и вузе /Материалы региональной научной конференции. – Карачаевск: КЧГУ, 2006. – 7-9.

  13. Вопросы преемственности в формировании математической культуры /Вестник Ставропольского государственного университета. Выпуск 51. – Ставрополь – 2007. - С.15-18.

  14. Методические особенности устных упражнений при обучении математике учащихся основной школы. - Инновационные технологии в обучении и воспитании младших школьников/ Материалы второго республиканского научно-практического семинара учителей нач. кл. – Карачаевск: КЧГУ, 2008. – С. 72-75.

  15. Генезис математической культуры в научно-методической литературе. – Технологическая культура педагога/ Сб. научных трудов (Всероссийская научно-практическая конференция) – Армавир, 2008. – С.114-117.

  16. Компьютер – идеальное средство для активизации учебного процесса. – Проблемы преподавания математики и информатики в школе и вузе: Материалы Всероссийской научно-практической конференции// ГОУ ВПО «ДГПУ». Махачкала, 2008. С. 31-33.

  17. Устные упражнения как одно из средств формирования математической культуры учащихся 5-9 классов// Сибирский педагогический журнал (научно-практическое издание). №2, 2009. – С.240-250.



БАТЧАЕВА ПАВЛИНА АБУ-ЮСУФОВНА

УСТНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ КАК ОДНО ИЗ СРЕДСТВ

ФОРМИРОВАНИЯ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

УЧАЩИХСЯ V-IX КЛАССОВ

Подписано к печати: 28.10.2010. Формат 60х34/16.

Усл. печ. л. 1,5. Тираж 150 экз.
Набрано и отпечатано в типографии

Карачаево-Черкесского госуниверситета

369202, КЧР, г. Карачаевск, ул. Ленина, 46.

Тел.: (87879) 2-20-13,



E-mail: kcsu@mail.ru.




База данных защищена авторским правом ©refedu.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница