Задачами дисциплины является



страница1/7
Дата30.04.2016
Размер1.16 Mb.
  1   2   3   4   5   6   7
Целью дисциплины «Технологии семейного воспитания детей с системными нарушениями речи» является помочь специалистам в области специальной педагогики и психологии овладеть знаниями, навыками и умениями, сформулировать нравственную позицию, необходимую для работы с семьей ребенка с различными речевыми нарушениями (общим недоразвитием речи», афазией, алалией, заиканием, нарушением голоса).

Задачами дисциплины является:

  • Дать представления студентам о творческих разработках в области семейного воспитания детей с отклонениями в речевом развитии;

  • Обучить студентов методам изучения семьи, воспитывающей ребенка с речевыми проблемами.

  • Представить студентам информацию о семьях группы риска с точки зрения возможности появления речевой патологии.

  • Ознакомить студентов с различными методами семейной психотерапии на примере семей, воспитывающей ребенка с речевым нарушением.

  • Ознакомить студентов с информацией, предоставляемой семье ребенка с речевой патологией в медико-генетической консультации.

  • Формирование нравственной позиции специалиста по отношению к детям с отклонениями в речевом развитии и их семьям.

  • Предоставить информацию об основах компенсирующего воспитания детей с отклонениями в речевом развитии в семье.

  • Дать представление об основных направлениях и формах взаимодействия специалистов и родителей.

  • Ознакомить с различными принципами, программами и системой помощи семье, воспитывающей ребенка с отклонениями в речевом развитии.

  • Ознакомить с методами воспитания детей с отклонениями в речевом развитии в семье.

В процессе изучения дисциплины студенты должны овладеть следующими знаниями, умениями, навыками и уметь использовать их на практике:

  • знать теоретические основы семейного воспитания детей с нарушением речи;

  • знать задачи, этапы и конкретные формы воспитания детей с речевыми проблемами в семье;

  • знать новые технологии воспитания и обучения детей с нарушением речи и уметь анализировать их эффективность для каждого конкретного случая.

  • иметь представление об основных методах логопедической диагностики, коррекции и профилактики речевых нарушений;

  • уметь применять рассмотренные в ходе курса знания в работе с логопатами разных возрастов и их семьями.



Темы для самостоятельного изучения.

Раздел 1. Технологии семейного воспитания детей с общим недоразвитием речи.

№ № п/п

Наименование раздела дисциплины

Тема

Кол-во часов

Форма контроля выполнения самостоятельной работы

1.

2.

3.

4.

5.

I. Подготовка к аудиторным семинарским (практическим занятиям)

2




1.

История развития методов диагностики

Истоки психодиагностики: Древний Египет, Древняя Греция, Древний Китай. Становление и развитие психодиагностики в 19 веке: Психодиагностика в 20 веке. Психодиагностика в дореволюционной России и в СССР

2

Аудиторная контрольная работа.

Защита рефератов



II. Темы для самостоятельного изучения

20




1.

Этические нормы при проведении психодиагностического обследования семьи.




6

Круглый стол по данной теме.


2.

Формы предоставления информации о результатах психодиагностики семьи.




6

Аудиторная контрольная работа.


3.

Становление речи и формирование коммуникативного поведения в норме и при различных отклонениях в развитии.




8

Написание рефератов.

III. Контрольные вопросы и задания

17




1.

Объект, предмет, цели и основные категории психолого-педагогической диагностики




2

Понятийный диктант

2.

Формализированные методики




2

Составление таблицы

3.

Методики изучения отношений ребенка к родителям и социуму



2


Составление таблицы

4.

Методики изучения особенностей личности родителей




2

Составление таблицы

5.

Методики изучения родительско-детских отношений




2

Составление таблицы

6.

Особенности коммуникативных нарушений у различных категорий детей с проблемами в развитии.




8

Защита рефератов

IV. Практическая работа студентов исследовательского характера

2

Подготовка и написание реферата

Подготовка и написание курсовой работы



V. Зачётные тестовые задания по всему курсу

2







44





Раздел 2. Технологии семейного воспитания детей с афазией.





Наименование раздела

дисциплины.

Тема.


Форма самостоятельной работы

Кол.

час.


Форма контроля выполнения самостоятельной работы

1.

Формирование речи и ее нарушение в детском возрасте.

Сделать краткие выписки из параграфа «Формирование речи и ее нарушения в детском возрасте» из монографии М.К. Бурлаковой «Речь и афазия». – С.15-27.

10

выполнение тестов

2.

Особенности проявлений афазии в детском возрасте.

Сделать краткие выписки по данному вопросу из параграфа «Афазия» (см. учебн. «Логопедия» под ред. Л.С. Волковой).

10

выполнение тестов

3.

Теоретические основы семейного воспитания детей с афазией.

Написать эссе на тему «Роль семьи в преодолении афазии в детском возрасте».

10

выступление на Пр.

4.

Взаимодействие логопеда и семьи в преодолении афазии.

1.Составить карточки с пиктограммами для общения с «безречевыми» детьми.

2.Подготовить консультацию для родителей по поводу воспитания ребенка с афазией в семье.




10

выполнение тестов

ИТОГО:

40




Раздел 3. Технологии семейного воспитания детей с алалией.


№ п/п

Наименование раздела

дисциплины.

Тема.


Форма самостоятельной работы

Кол.во

час.


Форма контроля выполнения самостоятельной работы

1

Ребёнок с нарушением речевого развития в семье.

- Роль семьи в коррекционном воспитании ребёнка. Основные положения коррекционной работы (краткие выписки).

- Основные формы взаимодействия специалистов и родителей.

(конспект)

-Задачи и формы коррекционного воспитания ребёнка с отклонениями в развитии в семье (конспект)

Лит-ра: «Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии».- Е.М.Мастюкова, А.Г.Московкина.


12

Выполнение тестов

2

Развитие двигательных функций и воспитание навыков самообслуживания и гигиены.

- Возрастные особенности психомоторного развития.

(конспект).

Литература: Жукова Н.С., Мастюкова Е.М. «Если ваш ребёнок отстаёт в развитии».- М.,1993.


6

Выполнение тестов

3

Сенсорное воспитание

- Роль лечения и обучения в преодолении отставания в развитии (конспект).

Литература:Е.М.Мастюкова, А.Г.Московкина «Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии».



6

Выполнение тестов

4

Игровая деятельность

- С чего начать помощь ребёнку. Больше играйте с детьми (конспект).

- От игры к занятиям (конспект).

Литература: Жукова Н.С., Мастюкова Е.М. «Если ваш ребёнок отстаёт в развитии».- М.,1993.


6

Выполнение тестов

5

Развитие речи

- Азбука устной речи для детей 2-5 лет, начинающих говорить. Задания для родителей (конспект).

Литература: Жукова Н.С., Мастюкова Е.М. «Если ваш ребёнок отстаёт в развитии». – М.,1993

- Роль практических действий и труда в развитии речи детей (конспект).

Литература: Миронова С.А. «Обучение и воспитание дошкольников с нарушениями речи».- М., 1987.

- Об ошибках родителей (конспект)

Литература: Жукова Н.С., Мастюкова Е.М. «Если ваш ребёнок отстаёт в развитии». – М.,1993

- Психотерапевтическая работа с семьёй (конспект)

Литература: Мастюкова Е.М. «Лечебная педагогика». – М., 1997.



16

Выполнение тестов

ИТОГО:

46





Раздел 4. Технологии семейного воспитания детей с заиканием.

№ п/п

Наименование раздела

дисциплины.

Тема.


Форма самостоятельной работы

Кол-во часов

Форма контроля выполнения самостоятельной работы

1.

Разъяснение родителям причин возникновения заикания у детей.

Подготовить письменную консультацию для родителей по предложенным темам.

6

Проверка письменных консультаций.

2.

Разъяснение родителям характера заикания (инициальное, закрепившееся, хроническое) и течения данной патологии

Подготовить письменную консультацию для родителей по предложенным темам.

6

Проверка письменных консультаций.

3.

Организация режима жизни заикающегося ребенка.

Подготовить рефераты по темам: «Роль логоритмики в реабилитации заикающихся детей.» «Роль психотерапии в коррекции заикания.» «Основные направления комплексной психолого-педагогической реабилитации заикающихся.» Подготовить письменную консультацию для родителей по предложенным темам.

8

Защита рефератов. Проверка письменных консультаций.

4.

Воспитание заикающегося ребенка в семье.

Подготовить письменную консультацию для родителей по предложенным темам.

8

Проверка письменных консультаций.

5.

Технологии проведения консультирования родителей по вопросам воспитания детей с заиканием.

Подготовить сценарий поведения в каждой роли (родитель, ребенок, логопед)

14

Проведение деловой игры. Коллективное обсуждение ролевого поведения каждого участника.

ИТОГО:

42





Раздел 5. Технологии семейного воспитания детей с нарушением голоса.


№п/п


Наименование раздела дисциплины

Тема

Количество часов

Форма контроля выполнения самостоятельной работы

I.Подготовка к аудиторным семинарским (практическим) занятиям

23




1.

Развитие голоса и его нарушение в детском возрасте.

Развитие голоса в онтогенезе. Положительные и отрицательные факторы в развитии голосовой функции.


6

Сделать краткие выписки из параграфа «Развитие голоса у детей» из книги «Логопедия» (под ред. Л.С. Волковой. – М.,1997. – Раздел «Нарушение голоса»)

2.

Особенности проявлений нарушений голоса в детском возрасте.

Определение нарушений голоса. Подходы к классификации нарушений голоса. Голосовые расстройства как симптом ТНР. Основные подходы к коррекции нарушений голоса.


5

1. Объясните, какие нарушения голоса могут встре­чаться у детей дошкольного возраста. Каковы их причины?

2.Продолжение предыдущего задания. Составьте сообщение на тему «Нарушения голоса у детей дошко­льного возраста». По материалам сообщения оформите стенд для родителей.



3.

Теоретические основы семейного воспитания детей с нарушением голоса.

Роль семьи в коррекции нарушений голоса.

6

Написать эссе на тему «Роль семьи в преодолении нарушений голоса в детском возрасте».

4.

Взаимодействие логопеда и семьи в преодолении нарушений голоса.

Консультативная деятельность логопеда.


6

Подготовить консультацию для родителей по вопросам воспитания ребенка с нарушением голоса в семье.

II. Темы для самостоятельного изучения

0




III. Контрольные вопросы и задания

10




1.

Развитие голоса и его нарушение в детском возрасте.

Развитие голоса в онтогенезе.


2

Аудиторная контрольная работа

2.

Особенности проявлений нарушений голоса в детском возрасте.

Подходы к классификации нарушений голоса. Голосовые расстройства как симптом ТНР.

2

Понятийный диктант


3.

Теоретические основы семейного воспитания детей с нарушением голоса.

Роль семьи в коррекции нарушений голоса.

4

Оценка приобретенных ЗУН в ходе тренинга

4.

Взаимодействие логопеда и семьи в преодолении нарушений голоса.

Консультативная деятельность логопеда. Совместные усилия логопеда, ребенка и его семьи в преодолении органических нарушений голоса. Совместные усилия логопеда, ребенка и его семьи в преодолении функциональных нарушений голоса. Коррекция психических функций и эмоционально-волевой сферы при нарушениях голоса.

2

Аудиторная контрольная работа

IV.Практическая работа студентов исследовательского характера

5

Написание рефератов, курсовых, дипломных работ

V.Зачетные тестовые задания по всему курсу

4




ИТОГО:

42





1.7 Методические рекомендации по организации изучения дисциплины.

1.7.1 Тематика и планы аудиторной работы студентов по изученному материалу.


Раздел 1. Технологии семейного воспитания детей с общим недоразвитием речи.

1. Диагностика речевых нарушений.


Практическое занятие № 1 (4 часа).

Тема: Методы и приемы дифференциальной диагностики речевых нарушений.

План

1. Методы дифференциальной диагностики речевой патологии.

2. Приемы обследования речевых нарушений

Вопросы для коллективного обсуждения:

1. Методы дифференциальной диагностики речевой патологии.

2. Приемы обследования речевых нарушений

Задания для самостоятельной работы

Выделить критерии дифференциальной диагностики при обследовании артикуляционного аппарата, звукопроизношения, фонематических процессов, лексико-грамматического строя речи, связной речи.



Литература:

Основная

1Филичева Т.Б., Чевелева Н.А. Логопедическая работа в специальном детском саду. М.:Просвещение, 1987.

2.Ефименкова Л.И. Формирование речи у дошкольников. – М., 1985.

3.Основы теории и практики логопедии/Под ред. Р.Е.Левиной. – М., 1968.



Дополнительная

1.Венгер А.А., Выгодская Г.Л., Леонгард Э.И. Отбор детей в специальные дошкольные учреждения. – М., 1972.


Лабораторное занятие № 1(4 часа)

Тема: Методы и приемы дифференциальной диагностики речевых нарушений.

План

1. Подходы к формированию правильной речи у детей

2.Из каких разделов состоит работа по формированию культуры речи.

3.Роль педагога и семьи в формировании полноценной речи ребенка.



Вопросы для коллективного обсуждения:

1.Подходы к формированию правильной речи у детей

2.Из каких разделов состоит работа по формированию культуры речи.

3.Роль педагога и семьи в формировании полноценной речи ребенка.



Задания для самостоятельной работы

Подобрать приемы обследования речевых нарушений.



Литература:

Основная

1Филичева Т.Б., Чевелева Н.А. Логопедическая работа в специальном детском саду.- М.: Просвещение, 1987.

2.Ефименкова Л.И. Формирование речи у дошкольников. – М., 1985.

3.Основы теории и практики логопедии/Под ред. Р.Е.Левиной. – М., 1968.



Дополнительная

1.Венгер А.А., Выгодская Г.Л., Леонгард Э.И. Отбор детей в специальные дошкольные учреждения. – М., 1972.


2. Обследование семьи, воспитывающей ребёнка с речевыми нарушениями.
Практическое занятие № 2.(1 час)

  1   2   3   4   5   6   7


База данных защищена авторским правом ©refedu.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница