Задачами курса являются



страница1/4
Дата30.04.2016
Размер0.6 Mb.
  1   2   3   4
Цели курса:

- формирование у студентов знаний о причинах, механизмах, симптоматике и видах нарушений в развитии ребенка;

- научить студентов применять технологии коррекции воспитания, обучения, формирования личности;

- определить основные подходы к решению вопросов интеграции в обществе детей и подростков с проблемами в развитии.



Задачами курса являются:

- ознакомление с психофизиологическими особенностями развития аномальных детей, закономерностями их психического развития в процессе воспитания и образования;

- овладение понятийным аппаратом, описывающим познавательную, эмоционально-волевую, мотивационную и регулятивную сферы аномального ребенка;

- формирование у студентов представлений о значимости своевременного выявления нарушений развития у детей, а также необходимости изучения путей и способов диагностики и коррекции отклонений в развитии;

- приобретение опыта определения основных направлений компенсирующего и коррекционного – развивающего обучения детей и подростков с нарушениями в развитии.

Усвоение содержания данной Программы организуется с преобладанием форм и методов контекстного обучения, моделирующих предметно-технологическое и социальное содержание профессиональных, учебных и жизненных ситуаций: проблемных лекций, практических аудиторных занятий и внеаудиторной самостоятельной работы студентов, лабораторных занятий.

Программа курса разработана для студентов, чья психологическая культура и педагогическая компетентность войдут органичными составными частями в структуру их будущей профессиональной деятельности. Знания по специальной психологии и педагогике помогут формированию целостного представления студента о личностных особенностях человека как факторе успешности овладения и осуществления им учебной и профессиональной деятельностями, будут способствовать развитию умений учиться, культуры умственного труда, самообразования; позволят более эффективно принимать решения с опорой на знание психологической природы человека и общества.

Формами текущей проверки знаний будут являться контрольные работы, рефераты, собеседования, фронтальный и индивидуальный опрос, промежуточная аттестация, итоговые занятия по изученным темам. Итоговой форма контроля зачет у студентов специальности «Педагогика и методика начального образования»; экзамен у студентов «Технология и предпринимательство».



В результате изучения дисциплины студент должен знать:

- основные понятия и определения: психотерапии, психического здоровья и т.п.;

- основные международные и российские законы и документы, определяющие и ориентирующие психолога в таких формах работы как психотерапия и консультирование;

- отличия психотерапии от других форм профессиональной деятельности психолога;

- основные современные психотерапевтические направления;

- психотерапевтические факторы

- этические аспекты психотерапии.

Студент должен уметь:

- анализировать психотравмирующую ситуацию и роль стресса в развитии невроза;

- провести теоретический анализ направлений и методов  психокоррекции и психотерапии;

- критически оценивать различные психотерапевтические школы;

- проводить этический анализ профессиональной ситуации;

- использовать концепцию границ профессиональной компетентности

Студент должен получить навыки:

- моделирования психотравмирующей ситуации и выбора;

- адекватных методов и техник психокоррекции;

- использования техник и методов психокоррекции.


Темы для самостоятельного изучения


№ п/п

Наименование раздела

дисциплины.

Тема.


Форма самостоятельной работы

Кол-во часов


Форма контроля выполнения самостоятельной работы

1

Введение в психотерапию

Установите сходство и различие с медицинской и психологической модели психотерапии. Перечислите критерии психического ( психологического ) здоровья как теоретической проблема медицины, психологии, психиатрии.


2

Проверка конспектов

2

Междисциплинарные, межкультурные тенденции в психотерапии

1.Проанализируйте основные подходы к понятиям «болезнь», «здоровье», «норма», «аномалия».

2.Определите критерии психического и психологического здоровья.




2

Контрольная работа

3

Психологические основы психотерапии. Принципы классификации психотерапии

Выделите немедицинские критерии психического (психологического) здоровья.

Изучите статью «Система организации жизни ребенка в больнице» Ю.В.Малова и Н.Ю. Федунина («Московский психотерапевтический журнал», №1, 2008) и ответьте на поставленные вопросы: в чем заключается функция специалиста по организации жизни ребенка в больнице? Какие методы можно использовать при организации жизни ребенка в условиях клиники?




6

Проверка конспектов

4

Основные формы психотерапии

1. Чем отличается групповая психотерапия как форма любой психотерапии от групповой психотерапии как самостоятельного метода?

2. Приведите примеры работы групп тренинга умений.

3. Охарактеризуйте сущность encounter-групп.


10

Контрольная работа

5

Динамическое направление в психотерапии

Законспектируйте:

  • Зигмунд Фрейд «Толкование сновидений»

  • Зигмунд Фрейд «Три очерка по теории сексуальности»

  • Зигмунд Фрейд «О психоанализе»

  • Эрих Фромм «Иметь или быть?»

  • Карен Хорни «Женская психология».




10

Проверка конспекта

6

Психодрама

Охарактеризуйте направления, ориентированные на психодраме по следующей схеме:

  • Краткий обзор основных и концептуальных схем подхода;

  • Цели коррекции;

  • Позиция психолога;

  • Позиция клиента.

  • Основные техники, используемые в рамках данного подхода.

10

Выполнение тестов

7

Гештальттерапия

В чем сущность гештальттерапии?

Какие авторы внесли наибольший вклад в развитие этого направления



8

Проверка конспектов

8

Когнитивная психотерапия

Основные принципы когнитивной терапии.

Опишите упражнения когнитивной терапии



4

Проверка конспектов

9

Поведенческая психотерапия

Какой вклад в поведенческую психотерапию внесло учение И.П.Павлова?

Законспектируйте работу Уотсона Дж. «Психология как наука о поведении».



4

Проверка конспектов

10

Нейролингвистическое программирование




4

Проверка конспектов

11

Телесно-ориентированная терапия

Охаракткризуйте структуру личности по В.Райху.

Опишите три дыхательных упражнения в рамках телесно-ориентированной психотерапии.



4

Проверка конспектов

12

Организация психотерапевтической помощи

Как вы считаете, какие причины ведут к возникновению психоэмоциональных перегрузок у психотерапевта?

2Какие методы, на Ваш взгляд, являются наиболее эффективными для оптимизации психического состояния психотерапевта?




4

Проверка конспектов



Методические рекомендации по организации изучения дисциплины
Тематика и планы аудиторной работы студентов по изученному материалу:

Тема 1. Введение в психотерапию

План:


  1. Определение психотерапии и содержание основных понятий.

  2. История развития психотерапии.

  3. Научные основы психотерапии.

  4. Клинические основы психотерапии.

  5. Физиологические основы психотерапии.

  6. Психологические основы психотерапии.

  7. Механизмы лечебного действия психотерапии.

Вопросы для коллективного обсуждения:

1.Понятие «психотерапия» и его основные толкования.

2.Различные подходы к психотерапии. Психотерапия заболевания (психического и соматического) и психотерапия личностного роста.

3.Психотерапия и психиатрия. Психотерапия и психология, ее соотношение с фундаментальной, прикладной, практической психологией.

4. Общее представление о формах, методах, техниках психотерапии.

Основная литература:


  1. Вайнер, И.Основы психотерапии / И. Вайнер ; Пер.с англ.Е.Антоновой,В.Белоусова. - .междунар.изд. - СПб. : Питер, 2002. - 288 с.

  2. Линде, Н. Д.Основы современной психотерапии : Учеб.пособие для студ.,обуч.по направл.и спец.психологии / Н. Д. Линде. - М. : Академия, 2002. - 208 с.

  3. Соколова, Е. Т. Психотерапия : Теория и практика:Учеб.пособие для студ.вузов,обуч.по направл.и спец."Психология" / Е. Т. Соколова. - М. : Академия, 2002. - 368 с.

  4. Техники психотерапии и психологического консультирования. Питер, 2007


Дополнительная литература:

1. Закон РФ «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании». (Введен в действие с 1 января 1993 г.). — М., 1993.



  • Приказ МЗ и МП РФ от 30 октября 1995 г. № 294 «О психиатрической и психотерапевтической помощи». — М., 1995.

  • Приказ МЗ РФ от 26 ноября 1996 г. № 391 «О подготовке медицинских психологов для учреждений, оказывающих психиатрическую и психотерапевтическую помощь». — М., 1996.

  • Приказ МЗ РФ от 28 июля 1997 г. № 226 «О подготовке специалистов по социальной работе и социальных работников, участвующих в оказании психиатрической и психотерапевтической помощи». — М., 1997.

  • Приказ МЗ РФ от 13 февраля 1995 г. № 27 «О штатных нормативах учреждений оказывающих психиатрическую помощь». — М., 1995.

2.Осипова А.А. Общая психокоррекция: Учебное пособие для студентов ВУЗов. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 512с.

3. Нельсон-Джоунс Р. Теория и практика консультирования. - СПб: Издательство "Питер", 2000, с. 30 – 60.

4.Психология. Словарь /Под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. -2-е издание, исправленное и дополненное. - М.: Политиздат, 1990. с. 91.

5. Психотерапевтическая энциклопедия /Под общей редакцией Б.Д. Карвасарского. - СПб: Питер Ком, 1999, с. 123 – 126.

6.Сахакиан У.С. Техники консультирования и психотерапии. Тексты. /Ред. и сост. У.С. Сахакиан. Пер. с англ. - М.: Апрель Пресс, Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000, с. 207 – 255.
Тема 2. Междисциплинарные, межкультурные тенденции в психотерапии

План:


  1. Специфические черты психокоррекции и психотерапии.

  2. Связь психотерапии с другими науками и дисциплинами, обусловленная сложностью объекта психотерапии.

  3. Интеграция психотерапии с фундаментальными и прикладными науками.

  4. Определение эклектической психотерапии.

  5. Синтез методов и приемов психокоррекции  и психотерапии.

  6. Межкультуральньй характер психотерапии.


Вопросы для коллективного обсуждения:

1.Основные подходы к понятиям «болезнь», «здоровье», «норма», «аномалия».

2.Медицинские критерии психического здоровья.

3.Основные виды психических заболеваний согласно современной медицинской классификации и их характеристика.

4.Немедицинские критерии психического (психологического) здоровья.

5.Проблема психического (психологического) здоровья в основных направлениях практико-ориентированной психологии.


Основная литература:

  1. Вайнер, И.Основы психотерапии / И. Вайнер ; Пер.с англ.Е.Антоновой,В.Белоусова. - .междунар.изд. - СПб. : Питер, 2002. - 288 с.

  2. Линде, Н. Д.Основы современной психотерапии : Учеб.пособие для студ.,обуч.по направл.и спец.психологии / Н. Д. Линде. - М. : Академия, 2002. - 208 с.

  3. Соколова, Е. Т. Психотерапия : Теория и практика:Учеб.пособие для студ.вузов,обуч.по направл.и спец."Психология" / Е. Т. Соколова. - М. : Академия, 2002. - 368 с.

  4. Техники психотерапии и психологического консультирования. Питер, 2007


Дополнительная литература:

1.Карвасарский Б. Д. Психотерапия. — М., 1985

2.Кулаков С. А. Диагностика и психотерапия аддиктивного поведения у подростков. - М., 1998

3.Пезешкиан Н. Психосоматика и позитивная психотерапия. — М., 1996.

4.Психология. Словарь /Под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. -2-е издание, исправленное и дополненное. - М.: Политиздат, 1990. с. 91.

5. Психотерапевтическая энциклопедия /Под общей редакцией Б.Д. Карвасарского. - СПб: Питер Ком, 1999, с. 123 – 126.


Тема 3. Психологические основы психотерапии. Принципы классификации психотерапии

План:

  1. Основные направления психокоррекции и психотерапии.

  2. Бихевиоризм как основа поведенческого направления в психотерапии.

  3. Когнитивно — поведенческое направление психокоррекции и психотерапии (рациональная психотерапия, рационально - эмотивная психотерапия Эллиса, трансактный анализ Э. Берна, гештальттерапия).

  4. Глубинный психоанализ как основа психодинамнческого направления в психотерапии (классический психоанализ 3. Фрейда, неофредизм).

  5. Современные подходы н принципы классификации психокоррекции и психотерапии.

Вопросы для коллективного обсуждения:

1.Различные возможные основания классификации типов психотерапии.

2.Медицинская и немедицинская психотерапия.

3.Директивная и недирективная психотерапия.

4.Телесно- ориентированная психотерапия, собственно психотерапия, духовно ориентированная психотерапия.

5.Психотерапия, ориентированная на симптом, и психотерапия, ориентированная на проблему.

6.Поведенческая и глубинная психотерапия.

7.Рациональная психотерапия и психотерапия, ориентированная на опыт проживания.

8. Интегративные и эклектические варианты психотерапии.
Основная литература:


  1. Вайнер, И.Основы психотерапии / И. Вайнер ; Пер.с англ.Е.Антоновой,В.Белоусова. - .междунар.изд. - СПб. : Питер, 2002. - 288 с.

  2. Варга А. Системная семейная терапия. Курс лекций. М. 2007.

  3. Линде, Н. Д.Основы современной психотерапии : Учеб.пособие для студ.,обуч.по направл.и спец.психологии / Н. Д. Линде. - М. : Академия, 2002. - 208 с.

  4. Соколова, Е. Т. Психотерапия : Теория и практика:Учеб.пособие для студ.вузов,обуч.по направл.и спец."Психология" / Е. Т. Соколова. - М. : Академия, 2002. - 368 с.

  5. Техники психотерапии и психологического консультирования. Питер, 2007


Дополнительная литература:

1.Александров А. А. Современная психотерапия: курс лекций. — СПб, 1997.

2.Бьюдженталь Дж. Искусство психотерапевта. — СПб, 2001.

3.Групповая психотерапия / Под ред. Б. Д. Карвасарского и С. Ледера. — М., 1990.

4.Казаковцев Б. А. Организация психиатрической помощи. — М., 1996.

5.Карвасарский Б. Д. Психотерапия. — М., 1985

6.Мэй Р. Искусство психологического консультирования. — М., 1994
Тема 4. Основные формы психотерапии

План:


  1. Основные формы психотерапии: индивидуальная, семейная, групповая, психотерапевтическая среда и психотерапевтическое сообщество.

  2. Факторы психокоррекционного процесса (цель, средства) при индивидуальной психотерапии. Инструмент психокоррекции.

  3. Групповая психотерапия, коллективная психотерапия, психотерапия в группе. Определения.

  4. Психотерапевтическая среда.Определения. Основные понятия.

  5. Директивная и не директивная психотерапия.


Вопросы для коллективного обсуждения:

1.Психотерапевтические практики (или их прообразы) в различные исторические периоды.

2.Развитие медицины и развитие психотерапии.

3.Психотерапия и педагогика: взаимосвязь психотерапевтических и педагогических практик.

4.Психотерапевтический аспект духовно-религиозных практик.

5.Искусство и его психотерапевтический аспект.

6.Становление научной психологии и ее влияние на развитие психотерапии.
Основная литература:


  1. Вайнер, И.Основы психотерапии / И. Вайнер ; Пер.с англ.Е.Антоновой,В.Белоусова. - .междунар.изд. - СПб. : Питер, 2002. - 288 с.

  2. Варга А. Системная семейная терапия. Курс лекций. М. 2007.

  3. Линде, Н. Д.Основы современной психотерапии : Учеб.пособие для студ.,обуч.по направл.и спец.психологии / Н. Д. Линде. - М. : Академия, 2002. - 208 с.

  4. Соколова, Е. Т. Психотерапия : Теория и практика:Учеб.пособие для студ.вузов,обуч.по направл.и спец."Психология" / Е. Т. Соколова. - М. : Академия, 2002. - 368 с.

  5. Техники психотерапии и психологического консультирования. Питер, 2007


Дополнительная литература:

1.Александров А. А. Современная психотерапия: курс лекций. — СПб, 1997.

2.Бьюдженталь Дж. Искусство психотерапевта. — СПб, 2001.

3.Групповая психотерапия / Под ред. Б. Д. Карвасарского и С. Ледера. — М., 1990.

4.Карвасарский Б. Д. Психотерапия. — М., 1985

5.Психотерапевтическая энциклопедия /Под общей редакцией Б.Д. Карвасарского. - СПб: Питер Ком, 1999, с. 123 – 126.


Тема 5. Динамическое направление в психотерапии

План:

  1. Психологическая концепция Зигмунда Фрейда. Основные понятия.

  2. Структура личности по Фрейду, виды боязни, чувство вины и защитные механизмы психики.

  3. Классический психоанализ 3. Фрейда. Основные стадии психоанализа. Пять базисных техник психоанализа.

  4. Метод свободных ассоциаций. Метод толкования сноведений. Интерпретация. Анализ сопротивления, Анализ переноса. (Е.Д. Карвасарский, Л. Хьелл  и Д Зиглер, А А Осипова).


Вопросы для коллективного обсуждения:

1.Общенаучные и теоретико-психологические основы психоанализа. Основные положения классического психоанализа З.Фрейда.

2.Базовые принципы психоаналитической терапии. Особенности взаимоотношений «психоаналитик-пациент».

3.Психоанализ и психоаналитически ориентированная терапия.

4.Основные положения теории К.-Г.Юнга.

5.Теоретические основы психотерапии. Работа с символами. Техника «активного воображения». Метод амплификации.

6.Индивидуальная психология» и психотерапия А.Адлера.

7.Работа с фиктивными целями и усиление социального интереса как основа психотерапии.


Основная литература:

  1. Вайнер, И.Основы психотерапии / И. Вайнер ; Пер.с англ.Е.Антоновой,В.Белоусова. - .междунар.изд. - СПб. : Питер, 2002. - 288 с.

  2. Варга А. Системная семейная терапия. Курс лекций. М. 2007.

  3. Линде, Н. Д.Основы современной психотерапии : Учеб.пособие для студ.,обуч.по направл.и спец.психологии / Н. Д. Линде. - М. : Академия, 2002. - 208 с.

  4. Соколова, Е. Т. Психотерапия : Теория и практика:Учеб.пособие для студ.вузов,обуч.по направл.и спец."Психология" / Е. Т. Соколова. - М. : Академия, 2002. - 368 с.

  5. Техники психотерапии и психологического консультирования. Питер, 2007

Дополнительная литература:

1.Александров А. А. Современная психотерапия: курс лекций. — СПб, 1997.

2.Носачев Г. Н. Введение в психотерапию. — Самара, 1997; Направления, виды, методы и техники психотерапии. Т. 1, 2. — Самара, 1998.

3.Психотерапевтическая энциклопедия / Под ред. Б.Д. Карвасарского. 2-е издание. - СПб, 2000.

4.Томэ Г., Кэхеле X. Современный психоанализ: исследования. — СПб, 2001.

5.Урсано Р., Зонненберг С., Лазар Ц. Психодинамическая психотерапия — М., 1992.

6.Фрейд З. Введение в психоанализ. Лекции. — М., 1989.
Тема 6. Психодрама

План:


  1. Генезис невроза.

  2. Основные терапевтические факторы.

  3. Средства психодрамы и уровни личностных изменений. Фазы психодраматического действия.

  4. Организация психотерапевтического процесса и групповая динамика.

  5. Техники психодрамы

Вопросы для коллективного обсуждения:

1.Транзактный анализ Э.Берна, представление о структуре личности. «Родитель», «взрослый», «ребенок».

2.Понятие и виды транзакций.

3.Структурный анализ, анализ транзакций, анализ психологических игр, анализ сценариев.

4.Структуральный психоанализ Ж.Лакана. Герменевтические аспекты лакановского анализа.

Основная литература:


  1. Вайнер, И.Основы психотерапии / И. Вайнер ; Пер.с англ.Е.Антоновой,В.Белоусова. - .междунар.изд. - СПб. : Питер, 2002. - 288 с.

  2. Варга А. Системная семейная терапия. Курс лекций. М. 2007.

  3. Линде, Н. Д.Основы современной психотерапии : Учеб.пособие для студ.,обуч.по направл.и спец.психологии / Н. Д. Линде. - М. : Академия, 2002. - 208 с.

  4. Соколова, Е. Т. Психотерапия : Теория и практика:Учеб.пособие для студ.вузов,обуч.по направл.и спец."Психология" / Е. Т. Соколова. - М. : Академия, 2002. - 368 с.

  5. Техники психотерапии и психологического консультирования. Питер, 2007

Дополнительная литература:

1. Берн Э. Трансакционный анализ и психотерапия. — СПб, 1994.

2.Осипова А.А. Общая психокоррекция: Учебное пособие для студентов ВУЗов. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 512с.

3.Александров А. А. Современная психотерапия: курс лекций. — СПб, 1997.

4.Носачев Г. Н. Введение в психотерапию. — Самара, 1997; Направления, виды, методы и техники психотерапии. Т. 1, 2. — Самара, 1998.

5.Психотерапевтическая энциклопедия / Под ред. Б.Д. Карвасарского. 2-е издание. - СПб, 2000.


  1   2   3   4


База данных защищена авторским правом ©refedu.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница