Задачи дисциплины



страница1/7
Дата27.04.2016
Размер1.16 Mb.
  1   2   3   4   5   6   7


Цель дисциплины: подготовить студентов к работе с детьми, имеющими от­клонения в развитии, как в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях, так и в общеобразователь­ных дошкольных и школьных учреждениях, учреждениях системы здравоохранения и социальной защиты населения.

Задачи дисциплины:



  1. Сформировать у студентов представление о специальной педагогике и психологии как особой области знаний, о взаимосвязи ее с науками о человеке и практическим опытом образования и воспитания детей с отклонениями в развитии.

  2. Развить психолого-педагогическое сознание студентов на основе расширения понятийного аппарата, овладения базовой системой профессионально-педагогических знаний и умений.

  3. Раскрыть биологические, психолого-педагогические и со­циально-экономические аспекты проблемы нарушения раз­ вития;

  4. Познакомить будущих учителей с основными видами нарушений физического, психического и интеллектуального развития детей дошкольного и школьного возраста;

  5. Показать единство закономерностей нормального и нарушенного развития детей и подростков с различными видами отклонений, основные механизмы компенсации, принципы коррекционного обучения и воспитания;

  6. Познакомить с организацией в России системы помощи, специального образования и системой специальных учреждений для детей и подростков с нарушениями развития;

  7. Познакомить студентов с приемами изучения особенностей учебной деятельности и поведения учащихся, имеющих нарушения развития, раскрыть некоторые пути преодоления данных нарушений;

  8. Познакомить с работой психолого-медико-педагогических консультаций (ПМПК) и организацией приема детей в специальные учреждения;

  9. Повысить теоретическую и практическую подготовку студентов к работе с исключительными детьми.

  10. Выработать у студентов диалогическое мышление, умение выделять, описывать, анализировать и прогнозировать педагогические факты и явления, исходя из закономерностей педагогической науки.

  11. Сформировать личностные ценностные ориентации в области педагогической науки и практики, имеющие общегуманистическую направленность; развить потребности в профессионально-педагогическом самообразовании.


ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИ ДИСЦИПЛИНЫ

В результате изучения дисциплины «Основы специальной пе­дагогики и психологии» студенты должны знать:



  • основные категории специальной психологии и педагогики (дефект, нарушения психофизического развития, дизонтогенез, аномальный ребенок, коррекция, компенсация, со­циальная адаптация, социальная реабилитация, специаль­ное (коррекционное) образование);

  • основные виды дефектов, психофизические особенности и категории детей с нарушениями развития;

  • особенности познавательных процессов, деятельности и по­ведения детей с различными психофизическими и интел­лектуальными нарушениями развития и направления их коррекционного образования;

  • законодательные акты, определяющие основные права де­тей и инвалидов;

  • систему помощи, особенности организации образования, воспитания и коррекционной работы с детьми, имеющими нарушения развития и поведения;

  • организацию работы психолого-медико-педагогической кон­сультации (ПМПК).

Студенты должны уметь:

  • работать с личным делом и медицинской картой учащихся;

  • выявлять психофизические особенности деятельности и затруднения в образовательно-воспитательной работе детей с ограниченными возможностями здоровья, намечать пути их преодоления;

  • составлять психолого-педагогическую характеристику с анализом трудностей обучения и результатами ин­дивидуальной коррекционной работы;

  • готовить материалы для ПМПК.

ТЕМЫ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО ИЗУЧЕНИЯ

Содержание и объем самостоятельной работы студентов


№№

п/п


Наименование раздела дисциплины

Тема

Коли-чество часов

Форма контроля выполнения самостоятельной работы

1.

2.

3.

4.

5.
















I. Подготовка к аудиторным семинарским (практическим занятиям)

24






Система помощи детям с нарушениями в развитии в России

История становления и развития национальных систем специального образования (социокультурный аспект)

2

Аудиторная контрольная работа



Особенности детей и подростков с нарушениями слуха и зрения

Психолого-педагогическая характеристика лиц с сенсорными нарушениями

2

Написание двух развернутых психолого-педагогических характеристик на школьников с нарушениями слуха и зрения



Основные виды нарушений речи у детей и подростков. Особенности детей с нарушениями речи

Основные виды нарушений речи у детей и подростков

2

Заполнение таблицы анализа состава группы (класса) детей по наличию речевых нарушений



Дети с нарушениями общения

Специальное образование при аутизме и аутистических чертах личности

2

Письменный анализ проблем человека с РДА (по художественному фильму «Человек дождя»)



Система помощи детям с нарушениями в развитии в России

Специальное образование лиц с особыми образовательными потребностями

2

Промежуточный тест



Объект, предмет, цели и основные категории специальной педагогики и психологии

Система работы специальной (коррекционной) общеобразовательной школы по социальной адаптации учащихся

2

Аудиторная контрольная работа



Объект, предмет, цели и основные категории специальной педагогики и психологии

Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии

2

Подготовка библиографического списка по проблеме



Система помощи детям с нарушениями развития в России

Коррекционно-педагогическая деятельность как психолого-педагогическая проблема

2

Промежуточный тест



Нарушения интеллектуального развития

Особенности психического развития детей с ЗПР

2

Написание развернутой психолого-педагогической характеристики на ребенка (до- или школьного возраста) с ЗПР



Психолого-медико-педагогическая консультация (ПМПК)

Клинико-генетические основы коррекционной педагогики и психологии

2

Терминологический диктант



Психофизиологические особенности детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата

Психическое развитие детей при ДЦП

2

Аудиторная контрольная работа



Система помощи детям с нарушениями в развитии в России

Становление и развитие специального образования на Кольском полуострове: традиции, итоги, перспективы

2

Представить развернутую схему-модель действующей на Кольском полуострове системы специального образования
















II. Темы для самостоятельного изучения

12






Система помощи детям с нарушениями в развитии в России

История становления и развития национальных систем специального образования (социокультурный аспект)

2

Аудиторное семинарское занятие



Объект, предмет, цели и основные категории специальной психологии и педагогики

Коррекционное воспитание детей с отклонениями в развитии

2

Деловая игра



Система помощи детям с нарушениями в развитии в России

Нормативно-правовое обеспечение по выживанию, защите, развитию и интеграции в обществе детей с ограниченными возможностями здоровья

2

Промежуточный тест



Объект, предмет, цели и основные категории специальной педагогики и психологии

Семья в системе воспитания ребенка с отклонениями в развитии

2

Аудиторное семинарское занятие



Система помощи детям с нарушениями в развитии в Российской Федерации

Положение детей в Российской Федерации

2

Круглый стол с привлечением ведущих специалистов специального образования



Профилактика нарушений психофизического развития

Сохранение и укрепление здоровья детей, проживающих в неблагоприятных эколого-гигиенических условиях

2

Лабораторное занятие в базовом (до- или школьном) учреждении системы специального образования
















III. Контрольные вопросы и задания

7,7






Объект, предмет, цели и основные категории специальной психологии и педагогики




0,5

Понятийный диктант



Причины и виды нарушений развития, классификация дефектов




0,5

Представление библиографических карточек по специальной педагогике и психологии



Особенности детей и подростков с нарушениями слуха




0,5

Схема системы специального образования для лиц с нарушениями слуха



Особенности детей и подростков с нарушениями зрения




0,5

Понятийный аппарат



Психофизиологические особенности детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата




0,5

Представление опорных схем нарушений опорно-двигательного аппарата



Основные виды нарушений речи у детей и подростков. Особенности детей с нарушениями речи




1,2

Промежуточный тест



Дети с нарушениями общения




0,5

Аудиторная контрольная работа



Нарушения интеллектуального развития




0,5

Таблица психологических особенностей детей с ЗПР и умственной отсталостью



Дети со сложными дефектами развития




0,5

Круглый стол по книге А.В. Апраушева «Воспитание оптимизмом» - М.: Педагогика, 1983.



Нервно-психические отклонения развития




0,5

Представить аннотации на следующие издания:

  • Кэрол Тингей-Михаэлис Дети с недостатками развития. – М.: Педагогика, 1988.

  • Э.Ле Шан Когда ваш ребенок сводит вас с ума. – М.: Педагогика, 1990.



Нарушения поведения детей и подростков




0,5

Реферат по одной из тем:

  • Работа с родителями детей с нарушениями поведения.

  • Повышение психолого-педагогической культуры педагогов как направления коррекционной работы



Психолого-медико-педагогическая консультация (ПМПК)




0,5

Представить таблицу «Современная психолого-педагогическая классификация лиц с ограниченными возможностями»



Профилактика нарушений психофизического развития




0,5

Доклад на тему: «Профессиональная ориентация, система профессионального образования, профессиональная адаптация лиц с ограниченной трудоспособностью»



Система помощи детям с нарушениями в развитии в России




0,5

Представить схему «Современная система специальных образовательных услуг»:

  • медико-социально-педагогический патронаж;

  • дошкольное–школьное-постшкольное специальное образование;

  • профессиональная подготовка и адаптация;

  • социальное сопровождение
















IV. Практическая работа студентов исследовательского характера

2

Подготовка и написание реферата.

Подготовка и написание курсовой работы.


















V. Зачетные тестовые задания по всему курсу

2






Примечания:

  1. Количество часов, отводимых на самостоятельную работу студентов очной формы обучения по рассматриваемым специальностям в соответствии с ГОС ВПО общим объемом – 47 часов.



1.7. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины.

Введение этой дисциплины обусловлено как усилением диф­ференциации детей и подростков в усвоении общего образования, необходимостью обеспечить учет индивидуальных особен­ностей учащихся в учебно-образовательном процессе, так и рос­том количества школьников с различными нарушениями разви­тия.

Педагоги всех ступеней общего образования должны быть во­оружены элементарными знаниями о причинах и проявлениях дефектов развития и путях коррекционной работы со школьника­ми, имеющими эти дефекты.

Изучение дисциплины осуществляется на лекциях, семинар­ских и практических занятиях и в процессе самостоятельной внеаудиторной рабо­ты студентов.

В лекциях раскрываются методологические и теоретические основы отечественной специальной психологии и коррекцион­ной педагогики, рассматриваются основные виды интеллектуаль­ных и психофизических нарушений развития, которые могут воз­никнуть у детей как следствие различных дефектов; система, орга­низация и методы изучения детей с различными нарушениями развития; организация коррекционного образования, воспитания и социальной адаптации детей и подростков, нуждающихся в со­здании специальных условий обучения, а также с основами кор­рекционной работы с детьми, имеющими отклонения в разви­тии, в общеобразовательных учреждениях. На лекциях студентов знакомят с основными международными документами и законо­дательными актами, регламентирующими социальный статус и защиту прав детей и инвалидов; с нормативными документами, определяющими работу специальных коррекционных учреждений.

На семинарах и практических занятиях систематизируются полученные теоретические знания, студенты знакомятся с приемами психолого-педагоги­ческого изучения детей с различными отклонениями развития в учебном процессе, во время обследования в психолого-медико-педагогических консультациях; изучают нормативные документы и документацию ПМПК.

Внеаудиторная работа студентов предполагает самостоятель­ное изучение теоретического материала, подготовку рефератив­ных сообщений по специальным категориям учащихся с дефек­тами развития («Особенности детей со сниженным слухом и коррекционная работа с ними в начальной школе», «Умственная отсталость» и т.д.), а также анализ наблюдений за учащимися в процессе посещения образовательно-воспитательных учреждений общего и специального профиля.

1.7.1. Тематика и планы аудиторной работы студентов по изученному материалу

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 1



Тема: История становления и развития национальных систем специального образования (социокультурный аспект)
План

  1. Основные терминологические понятия в специальной педагогике и психологии.

  2. Понятия нарушений в развитии человека их причины.

  3. Статистические сведения о детях с ограниченными возможностями здоровья в Российской Федерации.

  4. Информационные сведения Мурманской области статистического управления о положении детей с отклонениями в развитии.

  5. Классификация детей с нарушениями развития.


Вопросы и задания для самостоятельной работы

  1. Дайте определения понятий «аномалия», «нарушенное развитие», «физический и психический недостатки».

  2. Перечислите причины врожденных и приобретенных нарушений в развитии человека.

  3. Дайте определение понятиям специальной (коррекционной) педагогики.

  4. Проанализируйте классификации нарушений в развитии человека.

  5. Охарактеризуйте основные группы детей с нарушениями в развитии.


Рекомендуемая литература:

  1. Астапов В.М. Введение в дефектологию с основами нейро- и патопсихологии. – М., 1994.

  2. Власова Т.А., Певзнер М.С. Учителю о детях с отклонениями в развитии. – М., 1967.

  3. Власова Т.А., Певзнер М.С. Дети с отклонениями в развитии. – М., 1973.

  4. Гонеев А.Д., Лифинцева Н.И., Ялпаева Н.В. Основы коррекционной педагогики: Учеб. пособие/ Под ред. В.А. Сластенина. – М., 1999.

  5. Коррекционная педагогика: Учеб. пособие /Под ред. Б.П. Пузанова – М., 1998.

  6. Лапшин В.А., Пузанов Б.П., Основы дефектологии: Учеб. пособие. – М., 1990.

  7. Лебединский В.В. Нарушения психического развития у детей. – М., 1985.

  8. Проект Федерального Закона «Об образовании лиц с ограниченными возможностями в состоянии здоровья (специальном образовании)». – М., 1999.

  9. Специальная педагогика: Учеб. пособие /Под ред. Н.М. Назаровой. – М., 2000.

  10. Усанова О.Н. Дети с проблемами психического развития. – М., 1995.

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 2



  1   2   3   4   5   6   7


База данных защищена авторским правом ©refedu.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница