Задачи и основные направления функционирования и развития отрасли «Образование» города Сочи в 2012-2013 учебном году. Основные стратегические ориентиры российского образования определены в Национальной образовательной инициативе



Скачать 93.42 Kb.
Дата28.04.2016
Размер93.42 Kb.
Задачи и основные направления функционирования и развития отрасли «Образование» города Сочи в 2012-2013 учебном году.

Основные стратегические ориентиры российского образования определены в Национальной образовательной инициативе «Наша новая школа», а механизмы - в региональном проекте модернизации образования. Реализация планов долгосрочного развития экономики и социальной сферы России требуют от тех, кто выходит во взрослую жизнь, новых личностных качеств – инициативности, способности творчески мыслить и находить нестандартные решения. По-прежнему в цене базовое качественное образование и способность к непрерывному образованию, умение обновлять свой профессиональный путь. Эти качества формируются в школе. Школьное образование – решающий фактор индивидуального успеха каждого и долгосрочного развития всей нашей страны.

Каким оно должно быть?

1.Оно должно отвечать целям опережающего развития – включать обучение самым современным способам и технологиям. Исследовательские проекты, творческие занятия, спортивные мероприятия помогут современным школьникам изобретать, понимать и осваивать новое, выражать собственные мысли, принимать решения, формулировать интересы и осознавать возможности.

2.Воспитательный потенциал школы должен быть направлен на индивидуальное психолого-педагогическое сопровождение каждого ребенка. Профилактика безнадзорности и правонарушений в современной действительности – необходимая и естественная составляющая деятельности школы

3.Современная школа должна тесно взаимодействовать с семьей, необходимо сделать систему школьного управления открытой и понятной родителям, чтобы им интересно было приходить в школу вместе с детьми, чтобы школьные праздники, концерты, спортивные соревнования стали местом семейного отдыха.

4.Уже год в штатном режиме идет обучение по новым образовательным стандартам, и в этом году следующее поколение первоклассников начнет учиться по новым образовательным программам. Каковы результаты первого опыта? Как постарались учреждения выбрать наиболее эффективные модели организации внеучебной образовательной деятельности? Или опять по-старинке - один учитель «и швец, и жнец, и на дуде игрец»? Выбор наиболее эффективной модели организации внеучебной образовательной деятельности – одна из приоритетных задач для каждой школы при переходе на новые образовательные стандарты.

5.В рамках модернизации региональной системы общего образования внедрена новая для школы технология дистанционного образования. В Сочи созданы 4 базовые школы(на базе СОШ №9, 10, 25, 82), которые в дистанционном режиме оказывают образовательные услуги детям-инвалидам, одаренным школьникам и учащимся малокомплектных школ, где отсутствуют профессиональные педагогические кадры или нужное оборудование. Мы получили уникальную технологию, которая используется в формировании сетевого взаимодействия в режиме телеконференций, в том числе и по вопросам управления. Почему результаты ЕГЭ в малокомплектных школах хуже, чем в центральных? Необходимо использовать для подготовки к ЕГЭ уникальное оборудование и технологии, которыми владеют педагоги базовых школ.

5.Необходимо наращивать масштабы олимпийского образования, просвещения и воспитания

- Один из самых интересных проектов - проект «Одна школа-одна страна», который стартовала в апреле 2012 года. Идея Проекта заключается в том, чтобы вовлечь школы нашей страны и, прежде всего    сочинские образовательные учреждения, в изучение жизни стран, в поиск  друзей – сверстников из стран, активно участвующих в олимпийском движении, в налаживание контактов со спортсменами  из соответствующих стран.

- необходимо продолжать работу по лингвистической подготовке к Зимним Играм 2014 года: краткосрочные курсы для населения по изучению английского языка на базовом уровне; дополнительные часы иностранного языка для школьников 9 классов – будущих волонтеров, реализация городского проекта «Слово дня»;

- участие в программе «Жить в мире с собой и другими», проведение Единого Паралимпийского дня; работа волонтерских ячеек в 66 ОУ.
6.Интеллектуальный потенциал любого общества формируется в раннем возрасте,

благодаря системе поддержки талантливых детей.

Данные, приведенные в докладе ОН Медведевой, свидетельствуют об огромном количестве детей, способных, талантливых, творческих, спортивных, которые представляют достойно наш город в конкурсах, соревнованиях, олимпиадах всех уровней. Но талант и творческий ресурс заложен в каждом ребенке. Нужна ситуация успеха, мудрый педагог, хороший старт развития способностей. Сегодня в городе необходимо создавать общую среду для развития и проявления способностей каждого ребенка, систему выявления одаренных ребят и специальную систему поддержки талантливых школьников. Слеты, летние и зимние профильные школы, конференции, семинары должны поддерживать этот потенциал одаренности. В целях развития системы работы с одаренными школьниками в 2012-2013 учебном году необходимо:


  • Разработать механизмы по психолого-диагностическому, научно-методическому и информационному сопровождению работы с одаренными школьниками.

  • Создать информационный банк данных одаренных школьников города Сочи.

  • Развивать дистанционные формы работы с одаренными детьми.

7.Высокие достижения учеников невозможны без талантливых учителей, преданных своей профессии.

Важным стимулом работы учителя стали финансовые механизмы: переход на подушевое финансирование, новая система оплаты труда, стимулирование педагогов, показывающих высокие результаты качества работы. Зарплата сочинских учителей уже сейчас зависит от качества и результатов педагогической деятельности. В течение последнего времени динамично увеличивается фонд оплаты труда, в среднем зарплата педагогов в г. Сочи уже выше средней заработной платы в экономике Краснодарского края. В условиях, когда необходимо формировать у школьников новые знания, умения и навыки, отвечающие новым социально-экономическим отношениям в современном обществе, отдельная задача – повышение профессионального мастерства педагогов и привлечение в школу учителей, имеющих базовое непедагогическое образование. Их богатый профессиональный опыт, отсутствие педагогических стереотипов и «штампов» внесет «свежую струю» в жизнь школы.

8.Современная школа отличается не только содержанием образования, но и условиями обучения.

Если сравнить школы, построенные 30-40 лет назад и новые современные здания школ №90, 96, №38, 100, то их здания, помещения, дизайн разительно отличаются даже от тех учреждений, которые прошли капитальный ремонт в последние годы. Но и все остальные учреждения должны обеспечить, в первую очередь, безопасность и комфортное пребывание детей, в том числе адаптивную среду для детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов. Особая миссия сельских школ – эффективная организация подвоза учащихся.

9.Последняя в списке приоритетных, но главная в жизни задача – сохранение и укрепление здоровья детей в образовательных учреждениях. Здоровье – фактор, который формируется в детском и подростковом возрасте на всю жизнь. Здоровьесберегающие технологии в наших учреждениях реализуются через обеспечение сбалансированным горячим питанием, качественным медицинским обслуживанием, организацию спортивных занятий, и всех мероприятий, которые формируют здоровый образ жизни, воспитывают отношение к собственному здоровью как самой главной ценности в жизни. Задача педагогических коллективов учреждений – разработка и внедрение образовательных программ, которые могут пробудить в детях желание заботиться о своем здоровье. Насыщенная, увлекательная и интересная школьная среда тоже должна стать условием для формирования здорового образа жизни

Переходя от стратегических задач, которые стоят перед всей отраслью «Образование» хочу остановиться на ряде внутриотраслевых проблем, которые возникают в муниципальной системе образования и требуют неотложного решения в наступающем учебном году.



Проблемы:

1.Низкое качество образования, выразившееся в неудовлетворительных результатах ЕГЭ, полученных выпускниками 2012г .

По-прежнему, главной задачей общего образования является получение школьниками базовых знаний, которые являются залогом выбора профессии, основой для получения специальности в учреждениях профессионального образования – и, по сути, основанием для социальной успешности во взрослой жизни. Средний тестовый бал, полученный выпускниками сочинских школ по большинству предметов гораздо ниже среднего краевого. Низкие результаты единого государственного экзамена, особенно по выбираемым предметам, свидетельствуют о неудовлетворительном качестве подготовки выпускников, необоснованном выборе ими предметов для итоговой аттестации, переоценке выпускниками своих возможностей.



  • Необходимо разработать механизмы, которые помогут ученикам 11 классов уже в начале учебного года сделать правильный, осознанный выбор предметов итоговой аттестации, обеспечить качественную подготовку по этим предметам, включая технологии, которые используются при подготовке к экзаменам по математике и русскому языку: контрольные работы, уровневая оценка знаний по разделам программ.. Должна быть объективная система оценивания при промежуточной аттестации в образовательном учреждении (четверть, полугодие, год) Необходимо усовершенствовать внутришкольную систему качества образования, отражающую степень готовности каждого выпускника к итоговой аттестации, осуществлять подготовку обучающихся к ЕГЭ с учетом ошибок и недочетов, допущенных учениками в экзаменационных работах за курс основной школы, продолжить систему индивидуальной поддержки учащихся, имеющих пробелы в обучении

  • Мониторинг уровня обученности и степени готовности выпускников должен быть в обязательном порядке доведен до сведения родителей. Они – заказчики образовательных услуг, но в то же время несут ответственность за образование детей наравне со школой.

  • Для профессионального сопровождения и поддержки молодых и малоопытных педагогов необходимо активизировать работу тьюторов по учебным предметам, спланировать и организовать работу по повышению квалификации педагогов – предметников.

2. Одной из серьезных муниципальных проблем стало недостаточное количество мест в дошкольных учреждениях.

Идет естественный рост демографических показателей, увеличивается население города за счет специалистов, работающих на строительстве олимпийских объектов. Количество мест в ДОУ, которые мы можем предложить, обеспечивает только 60% нуждающихся.

За последние годы выросла инфраструктура объектов дошкольного образования. За последний год введены в эксплуатацию: новый детский сад на 60 мест в с. Некрасовское, 2 новых детских сада на 140 мест по ул. Таврической и на 140 мест в с. Веселое, пристройки к детским садам №45, 49 и № 83 по 100 мест кажда. ввод которых будет осуществлен в конце 2011 года В 2012 году запланирован ввод еще Завершено строительство пристройки в ДОУ №74 на 100 мест, комплектование детей пройдет уже в сентябре 2012г. Разработана проектно-сметная документация еще на 7 пристроек, мощностью в общей сложности на 700 мест.

Но и эти объемы на 100% не покроют потребности. Необходимо развивать альтернативные формы дошкольного воспитания и образования: группы кратковременного пребывания, предшкольного образования, семейного воспитания детей, стимулировать расширение сети частных детских садов.



4.Достаточно много нерешенных вопросов и в организации школьного питания.

Участие в экспериментальном проекте совершенствования структуры школьного питания, полученные средства позволили сделать настоящий прорыв в организации, качестве питания в детских учреждениях, модернизировать инфраструктуру. Но 28 школьных столовых в полной мере еще не соответствуют требованиям СанПиН, недостаточно оборудования, требуется замена мебели для обеденных залов, пополнение столовой посуды и приборов.

Учитывая изношенность зданий, инженерных сетей, технологического оборудования, понадобилось участие всех субъектов в подготовке школьных столовых к началу учебного года. Хочу напомнить, что в соответствии с Законом «Об образовании» ответственность за питание в учреждении как фактора сохранения и укрепление здоровья детей несет руководитель и педагогический коллектив. Для решения этой задачи необходима консолидация усилий муниципального оператора питания – АНО «Стандарты социального питания» и школы, и родителей. Никто не может устраниться. Трудно понять руководителей школ, имеющих в течение учебного года самый низкий охват горячим питанием, несмотря на созданные условия, кто не сумел организовать работу привлечению внимания родителей к вопросам здоровья школьников и обеспечению оплаты питания, кто не обеспечил погашение долгов за школьное питание за счет родительской оплаты.

2 школы имеют на конец учебного года охват горячим питанием ниже 30% (Лицей №23, СОШ №80) Не сумели организовать работу по погашению долга родителей за питание, полученное в прошлом учебном году, большинство образовательных учреждений. Самые значительные суммы долга на 1 сентября имеют СОШ №10(341 тыс. руб.) СОШ №80(333 тыс. руб.),Гимназия №1(287 тыс. руб.), Гимназия №6(188 тыс. руб.), СОШ №13(222 тыс. руб.)

Обязательства по оснащению, проведению ремонтов, созданию привлекательных интерьеров, внедрению современных технологий в школьных столовых муниципалитет выполняет сполна. Адекватной отдачи руководителей и педагогических коллективов школ – нет.

В новом учебном году необходимо поднять на новый качественный уровень просветительскую и образовательную работу с учениками и родителями по вопросам здорового образа жизни в контексте питания, обеспечить четкую организацию питания, выработать эффективные экономические механизмы, которые не будут ставить муниципального оператора питания в условия банкротства из-за отсутствия платежей за уже оказанные услуги.



5. Летний отдых и оздоровление школьников:

Почти 8188 детей отдохнули в летних дневных оздоровительных лагерях, 1001- в лагерях труда и отдыха, около 43 210 детей в сходили в однодневные походы, 3 778 - в круглосуточные, более 40 160 охвачено работой на пришкольных спортивных площадках.



Однако сохраняется неравномерность занятости детей в городской и сельской местности. В связи с тем, что в большинстве сельских школ отсутствуют санитарно-гигиенические условия для открытия лагерей, недостаточен охват дневными лагерями учащихся сельских школ всех типов. Только 10 % сельских школьников охвачены дневными лагерями. Необходимо развитие альтернативных форм занятости сельских школьников в летнее время в летней кампании 2012 г

Завершая свое выступление, хочу надеяться, что очень непростые задачи, которые стоят перед отраслью образования в новом учебном году, будут выполнены и самые «далекие» горизонты – достигнуты.
Желаю всем успешного начала нового учебного года, успешных учеников, понимающих родителей, эффективных решений и высоких профессиональных достижений.




База данных защищена авторским правом ©refedu.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница