Занятие № знакомство цель: развитие навыков правильного знакомства. Задачи: Представить себя участникам



страница1/3
Дата01.05.2016
Размер0.53 Mb.
  1   2   3
Занятие № 1.

ЗНАКОМСТВО

Цель: развитие навыков правильного знакомства.

Задачи:

1. Представить себя участникам;

2.Познакомится с участниками;

3. Познакомить участников друг с другом (если это случайно сформированная группа);

4.Дать общий обзор и понятие об уроках.

Выявление знаний у участников

Как и для чего люди знакомятся между собой:

- в первобытные времена, когда еще не умели разговаривать;

- в древности, во времена рыцарей и первооткрывателей, только научившисьразговаривать, читать, писать;

-в наше время.

Предложить участникам привести примеры, когда и почему бывает трудно познакомиться друг с другом, обсудить как это можно преодолеть; вспомнить, как это делали в разные времена, как это происходит у разных народов.



Отработка навыков

Упражнение. Группа разбивается на пары. Задание: познакомиться друг с другом, не имея поначалу общего язы­ка, при этом каждый сам себе выбирает эпоху, народность, профессию (ремесло). Попытаться представить себя, назвать свое имя. (Обратить внимание участников на роль мимики, жестов).

Обсудить, почему появилась необходимость знакомства, что вы почувствовали до и после знакомства?

Затем дети меняются парами, меняют имидж. Задание: та же ситуация в «на­ше время». Подумать, какова разница, в чем?

Обратить внимание детей на наиболее удачные примеры знакомства, привести примеры из книг, кино и видеофильмов.



Домашнее задание

Обдумать правила и нормы работы группы.

Представить себе, что необходимо познакомиться с иностранцем; Человеком, который намного старше ;

Занятие № 2

ОСНОВНЫЕ НОРМЫ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ В ГРУППЕ

Цель; установление норм поведения учащихся группы.

Задачи:

1 .Обозначить нормы поведения и взаимоотношений друг с другом; 2.Определить структуру группы;

3. Распределить роли в группе;

Выявление знаний участников

Постановка проблемного вопроса: «Что такое группа, как она создается, функционирует, причины неэффективной работы, признаки угрозы распада группы».



Ознакомление с новой информацией

Предложить два основных правила работы в группе : один говорит другие слушают, кто хочет высказаться, поднимает руку. Ввести понятие безопасности в группе.

Объяснить (обсудить), как быстро достичь соглашения друг с другом и разрешить возникшую проблему (предложить присесть, подумать, помолчать, наметить пути соглашения, отложить решение проблемы).

Ознакомить с принципами безопасности каждого (каждый имеет право отказаться от предложения выступить, пропустить игру).

Установить границы ответственности всех и каждого в группе (все, что происходит в группе, не выходит за её пределы).

Обсудить санкции за нарушение принятых правил, которые предлагают сами учащиеся.

Договориться о том, что в работе группы участвуют все, необходимо задавать вопросы, требующие только развернутого ответа. Ответов «да», «нет» или с под­сказками быть не должно. Время на обдумывание вопрос не более 10 секунд.

Определить структуру группы по полу, возрасту, привязанностям (при этом подчеркнуть равноправие всех членов группы) по ролевым функциям (помощник — помогает вести группу и следит за временем, дежурный раздает и собирает наглядные материалы).



Занятие №3

УМЕНИЕ СЛУШАТЬ

Цель: формирование у детей способности выслушивать друг друга.

Задачи:

  1. Дать понятие, что такое слух, что значит слушать;

  2. Выяснить, «слушают ли друг друга животные, птицы»;

  3. Выяснить, как сделать так, чтобы тебя услышали и слушали.

  1. Выяснить, как слушают друг друга люди;
    Выявление знаний участников

Обсудить в форме беседы или диспута что значит слушать.

Ознакомление с новой информацией В форме диспута выяснить:

  • Как слышат животные приближающееся землетрясение, как «разговаривают» между собой птицы?

  • Как слушают друг друга люди: при разговоре по телефону, когда друг от друга находятся далеко (в лесу, в поле), почему друг друга не перебивают?

  • Когда надо говорить громко, кричать (в каких случаях)?

  • Когда говорят тихо и, наоборот, «больше двух говорят вслух»?

  • Что и как нужно сделать, чтобы тебя захотели слушать?

  • Что вы испытываете, когда хотите сказать что-то важное для себя, а окружающие разговаривают?

  • Как можно и когда нужно обратить на себя внимание?

- Почему нельзя перебивать, мешать разговору?

  • Какие существуют приемы вмешательства в беседу друзей?

  • Как сделать себя интересным для собеседника?

  • Что означает пословица «Краткость — сестра таланта»?
    Отработка навыков

«Хочешь чтобы тебя слушали, умей выслушать».

Упражнения. Двое разговаривают, один слушает и наблюдает, затем вступает в разговор. Двое разговаривают, один слушает, затем его приглашают к разговору и внимательно выслушивают третьего. Двое разговаривают, один слушает, затем обсуждает тон голоса, выражение лица, позу, прикосновения, жесты, дистанцию между собеседниками.

Домашнее задание

Попытаться, не перебивая, выслушать рассказ своего товарища, старшего по возрасту, родителя. Обдумать свои ощущения.



Примечание: в ходе данного занятия использовать игры «Дума», «Междугородний разговор по телефону» (см. Приложения).


Занятие № 4

ВИДЫ И ФОРМЫ ОБЩЕНИЯ

Цель: формирование навыков правильного повседневного общения.

Задачи:

  1. Дать понятие общения.

  2. Объяснить разницу между различными видами общения.

  3. Объяснить, что такое недопонимание и как его избежать при общении.

  4. Объяснить, как выразить свое мнение при общении.
    Выявление знаний участников

В форме беседы обсудить, что такое общение.

Ознакомление с новой информацией

- Дать понятие общения.

- Продемонстрировать в игре приемы вербального и невербального общения.



Упражнения. Двум группам участников дается задание: 1 -я группа — «Встреча 1 сентября с хорошим другом»; 2-я группа — «Встреча 1 сентября с неприятным тебе человеком». (Один вариант провести с помощью слов, второй вариант — с помощью мимики, жестов и поведения). Ввести понятия вербального и невербального общения.

Обсудить, что такое недопонимание. В качестве примера рассматривается типичная школьная ситуация (например, слова учителя: «Мне не понравились ваши сочинения», неудачные). Обсудить, что чувствуют ученики при таких словах (недоумение, обида, разочарование). Обратить внимание детей на то, что это и есть ситуация недопонимания. Показать, как ее преодолеть (через вопросы, через уточнения учителя, через изменение формулировки). Отработка навыков



Упражнения в парах: как избежать недопонимания, преодоление недопонимания. Темы: «Я приду поздно», «Принимай лекарство регулярно», «Позвони поскорей».

Домашнее задание

Придумать: как убедить своего друга заняться спортом, помирить поссорившихся друзей, написать письмо другу.



Примечание: в ходе данного занятия можно использовать игры «Беседа через стекло», «Иностранный гость» (см. Приложения).

Занятие № 5

СЛОВА – ПАРАЗИТЫ.

Цель: формирование негативного отношения к использованию в речи сквернословия и нецензурных выражений.

Задачи:

  1. Дать установку на престижность и преимущества грамотной литературной речи с определением слов-паразитов с последующим усвоением негативного представления об этом.

  2. Установить, как происходит привыкание к словам - паразитам и какие в результате могут быть последствия.

  3. Отработать приемы отказа от «замусоренной» речи.
    Выявление знаний участников

В форме беседы обсудить преимущества «чистой» речи и ложной престижности сквернословия. Ознакомление с новой информацией

Коротко рассказать об истории происхождения сквернословия. Выяснить, существует ли подобная проблема в других странах (да — сленг), каково отношение к сквернословию среди других народов и национальностей, какие существуют наказания за сквернословие и почему (затронуть позицию, занимаемую религией). Официальное отношение к сквернословию в нашей стране.



Упражнение. Дети разбиваются на пары. Один слушает, другой делает очень необычное сообщение в течение 3-х — 4-х минут. При этом через каждое слово сообщающий обязательно вставляет одно или два индифферентных слова, например, это будут «яблоко» и «стол». После игры, вызывающей улыбки, анализируются чувства слушающего, выявляется, легко ли было понять товарища, интересно ли его слушать. Затем участники меняются ролями.

Отработка навыков Вниманию тренера

Возможные попытки применения реального сквернословия недопустимы, поэтому необходимо предварительно опросить ребят, какие слова- суррогаты будут использоваться в игре. В форме диспута обсудить, что такое слова-паразиты (сленг, жаргон, «по фене», мат), кто и зачем чаще всего применяет их, почему к ним можно быстро привыкнуть, а отвыкнуть, наоборот, бывает тяжело.



Упражнение. Дети перегруппируются. Задание такое же, с той разницей, что в первой части игры второй играющий не только слушает, но и отвечает, активно общается, но без применения слов-суррогатов. Во второй части задания общение происходит без слов-суррогатов.

Обсудить, можно ли отказаться от употребления таких слов, противостоять или лучше быть безразличным к навязываемому диалогу с наличием слов-паразитов. Предложить кому-либо из участников выступить с заключительным словом. Домашнее задание

Обсудить с родителями приемы противостояния и отказа в общении с употреблением сквернословия. Вниманию тренера В данном занятии может использоваться любая игра (см. Приложение).

Занятие№6

УМЕНИЕ НАЧИНАТЬ, ПОДДЕРЖИВАТЬ И ПРЕКРАЩАТЬ РАЗГОВОР

Цель: формирование навыков ведения диалога.

Задачи:


  1. Дать понятие диалога, разговора.

  2. Объяснить, как начать разговор.

3.Объяснить, как прекратить разговор.

Выявление знаний учащихся

Обсудить, что такое разговор, что известно детям о способах поддерживать разговор.



Ознакомление с новой информацией

Попытаться поговорить о чем-либо с плохо знакомым тебе человеком — соседом, учеником из другого. Дать понятие «разговора», диалога, беседы. Объяснить, что такое комплимент (ласковое слово); как, кому и в каких СЛУЧАЯХ его делают. Отличительные черты комплиментов, которые делают мальчикам и девочкам.



Упражнение. Группа разбивается на пары Задание: познакомится и начать раз говор. Затем обсудить, с чего можно начать разговаривать, как определить тему, которая будет интересна обоим.

  • Вспомнить, что такое умение слушать. Обсудить, как поступить, если разго­вор не получается (перейти на другую тему к разговору третьего, прервать разговор или предложить собеседнику на время подумать о чем-либо своем). Подумать, как найти интересную тему для собеседника.

  • Познакомить со способами прекращения перечислить признаки того, что разговор закончен.

  • Обсудить, что можно сказать собеседнику в конце разговора, о чем можно промолчать, как попрощаться, что пожелать.

Отработка навыков

Упражнение. Начало, продолжение и (тема произвольная). По завершении обсудить актуальность разговора времени, наиболее удачные слова, фразы, поддерживающие. Подумать, почему плохо, если разговор получился слишком короткий или слишком длинный. Что вы чувствовали, когда разговаривали ( стали друг друга лучше знать, ушло чувство одиночества, стали хорошими знакомыми)?

Домашнее задание

Поговорить с родителями о каком-либо своем намерении (заняться спортом или изучить иностранный язык) или просто о предстоящем дне.



Примечание: в ходе данного занятия можно использовать игры «Рисование», «Экстрасенс», «Хлопки» (см. Приложения).

Занятие № 7

АГРЕССИВНОСТЬ, НЕУВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ И

УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ

Цель: обучение навыкам распознавания и преодоления собственной агрессивности.

Задачи:

- Дать понятие причины и проявлений агрессивности.

- Выяснить, почему появляется агрессивность, когда человек

- Объяснить, как быть уверенным в себе.



Выявление знаний участников

Обсудить внешние признаки агрессивности, как она проявляется в поведе­нии. Обдумать смысл понятий агрессивность — неуверенность — уверенность в себе.



Ознакомление с новой информацией

Рассказать о происхождении агрессивности, кому и когда нужна агрессив­ность. О миролюбивых и злых животных. Об особенностях поведения хищных животных, для чего животным нужна агрессивность. Обсудить моменты появления неуверенности в себе, почему и как неуверенность может перейти в агрессивность; что такое доброта, доброжелательность, почему они характерны для человека; в чем и как можно выразить свои добрые чувства и намерения.



Упражнение. В малых группах разыгрываются ситуации выражения добро­желательности.

Показать приемы преодоления неуверенности в себе, как что делают спорт­смены, артисты.



Упражнение. Составить план предстоящих действий или того, что предстоит сказать.

Упражнение. Кто-то задает тему короткого рассказа или выступления, другой выходит на импровизированную трибуну и высказывается.

Упражнение. Дать советы другу, как быть уверенным в себе.

Обсуждение упражнений:

  • «Стал ли ты сам уверенней в себе, когда помог быть уверенным другу?»

  • Появились ли чувства доброты и уверенности у обоих?

Отработка навыков

Упражнение. Один из участников изображает что он сердит, обижен чем- то, а другой — его успокаивает и предлагает план последовательных

совместных действий.



Домашнее задание

Попытаться ответить добрым словом, жестом, речью рассерженному на что-то человеку.



Примечание: в данной игре можно использовать игры «Драка», «Зоопарк: (см. Приложения).

Занятие № 8

СОПРОТИВЛЕНИЕ ДАВЛЕНИЮ СО СТОРОНЫ

Цель: обучение навыкам сопротивления давлению со стороны кого-либо.

Задачи:

- Выяснить, что есть ситуации, когда трудно отстоять свое мнение.

- Объяснить, какими способами окружающие могут подчинить и управлять (манипулировать) вами.

- Дать навыки словесного и других методов отстаивания своего мнения. Выявление знаний участников

Предложить детям привести примеры, когда человеку трудно отстоять свое мнение.

Упражнение. Разыгрывается ситуация, когда один участник противостоит двум другим во мнении, что поздно гулять по незнакомым улицам опасно (тема может быть предложена детьми).

Ознакомление с новой информацией

На примере 1 -й части занятия:



  • рассказать о способах влияния кого-либо на ваше мнение (убеждение, лесть, соблазн, подкуп, угроза и т.д.).

  • виды поведения (агрессивность, пассивность, неуверенность, робость, бо­язливость, уверенность, решительность).

Отработка навыков

Группа разбивается на подгруппы по 3-4 человека и отрабатываются различ­ные виды поведения в предложенных ситуациях.



Пример — отказ одного учащегося согласиться в чем-то с другим учащимся i использованием вербальных и невербальных компонентов. (Отрабатывается практическое применение формул, помогающих быстро и уверенно отказаться, например, покурить - скажи: не хочу, спасибо, приведи причину и оправдание отказа, измени тему разговора, избегай ситуаций, когда могут предложить что-то, убеги).

Домашнее задание

Вспомнить короткий эпизод из книги, кино, телепередачи, когда один чело­век отказался от предложения сразу многих уговаривающих наиболее удачным образом.



Примечание: в ходе данного занятия можно использовать игру «Сопротивление» (см. Приложения).


Занятие № 9

УМЕНИЕ СКАЗАТЬ «НЕТ»

Цель: отработка навыка отказа.

Задачи:

  • Ознакомить с ситуациями, когда нужно сказать «нет».

  • Выработать способы, с помощью которых подтверждается решение сказать «нет».

  • Отработать навык не возвращаться к уже сказанному «нет».

Выявление знаний участников

Вспомнить ситуации, когда нужно категорически отказать, сказать «нет» (предложить перечислить опасные жизненные ситуации, для преодоления последствий которых потребуется много сил и здоровья).



Ознакомление учащихся с новой информацией

Как проверить правильность принятого решения (посоветоваться с родителем, другом, со старшим товарищем, вспомнить прочитанную книгу, увиденный когда-то фильм — по последним двум способам провести диспут).



Отработка навыков

Упражнение. Группа разбивается на подгруппы по 3-4 человека. Один

участник отказывает другому в просьбе или обращении (тема произвольная), третий оценивает эффективность отказа. Затем участники меняются ролями и отрабатывают навык, как не возвратиться к уже сказанному «нет».



Домашнее задание

Попытаться отказать товарищу в просьбе, которую ты считаешь не нужной или вредной для себя.



Примечание: в данном занятии можно использовать игры «Заколдованный человек», «Не увидишь себя» (см. Приложения).

Занятие №10

СТРЕСС. СПОСОБЫ БОРЬБЫ С НИМ

Цель: выработка навыков поведения в критических ситуациях и выхода из них с наименьшими потерями.

Задачи:

  • Дать понятие стресса.

  • Дать представление о наиболее распространенных стрессовых ситуациях.

  • Дать навыки преодоления стресса.

Выявление знаний участников

Описать или разыграть ситуацию, связанную с воображаемым переживанием стресса. Далее проводится опрос (анкетирование, тестирование) о чувствах, мыслях и предполагаемых действиях участников. Ознакомление с новой информацией Физиология стресса, его последствия;



  • наиболее распространенные стрессовые ситуации у детей и подростков, их неизбежность, оптимальное отношение к ним;

  • пути преодоления (до возникновения стрессовой ситуации с целью ее
    предотвращения, во время и после нее);

  • методики преодоления стресса (медитация, глубокое дыхание, физические упражнения, («проигрывание» в голове и т.п.).

Отработка навыков

  • аутотренинг;

  • репетиция в голове;

  • глубокое дыхание;

  • физические упражнения.
    Домашнее задание

Попытаться преодолеть какую-либо неприятную ситуацию, используя то, чему научились на занятии.

Примечание: в данном занятии может быть использована игра «Дыхательное упражнение», «Мяч и насос» (см. Приложения).


Занятие № 11

ОТРИЦАТЕЛЬНЫЕ ЭМОЦИИ. КАК СПРАВИТЬСЯ С ГНЕВОМ

Цель: выработка навыков совладания со своими отрицательными эмоциями.

Задачи:

  • Объяснить, что такое эмоции.

  • Научить управлять своими эмоциями.

  • Научить справляться с гневом.

Выявление знаний участников

Обсудить, что такое эмоции, когда они возникают, для чего нужны. Рисование по образцу «Я такой» (см. в Приложении ).



Упражнение. Участники при помощи мимики, жестов показывают разнополюсные эмоции.

Ознакомление учащихся с новой информацией

  • происхождение эмоций;

  • разновидности эмоций;

  • пути выражения эмоций;

  • как можно управлять эмоциями.

Упражнение в парах. «Узнавание» эмоций. Обсуждение наиболее удачных примеров. Обсуждение, как управлять эмоциями (лучше всего ответная положительная эмоция).

Гнев — самая отрицательная эмоция. Обсуждение возможной опасности гнева. Привести примеры, как с гневом справляются спортсмены, люди, стоящие на страже порядка (кино- и видеофильмы, репортажи со спортивных соревнований).

Отработка навыков

  • пауза, уход и уединение;

  • глубокое дыхание;

  • тщательное продумывание;

  • план ликвидации психотравмирующей ситуации и

  • невозвращения к ней.

Подчеркнуть, что, победив гнев, человек становится сильнее.

Домашнее задание

Попытаться победить свой гнев (если он появится) на уроке физкультуры; если покажется, что с тобой поступили несправедливо.



Примечание: в данном занятии можно использовать игры «Стиральная машина», «Расслабляющая маска» (см. Приложения)

Занятие №12

КРИТИКА, НАВЫКИ КРИТИЧЕСКОГО /МЫШЛЕНИЯ

Цель: выработка навыков поведения при обращенной на вас критике, умение критиковать, навыки критического мышления.

Задачи:

  • Дать понятия критики, видов критики.

  • Сформировать навыки критического отношения к себе.

  • Сформировать навыки корректной критики других.

  • Объяснить, что такое критическое мышление.

Выявление знаний участников

Обсудить, что такое критика, для чего она нужна людям. Какие существуют виды критики (проводится методом диспута или мозгового штурма).



Ознакомление с новой информацией

Предложить участникам вспомнить, как люди чаще всего реагируют на критику в свой адрес (как правило, по принципу «сам такой»).



Упражнение в парах. Один из участников критикует другого, затем меняются ролями.

По завершении упражнения предложить участникам проанализировать свои ощущения (чувство неловкости, обиды); обсудить, как лучше всего отреагировать на критику в свой адрес (даже если это всего лишь отчасти правильно, выразить благодарность критикующему); что следует принять во внимание, прежде чем критиковать другого (обдумать: действительно ли необходимо высказывать критическое замечание, не будет ли оно похоже на оскорбление, не спешишь ли ты со своей критикой); с чего начать критическое высказывание (спросить, как настроение, предупредить, что собираешься сказать нечто не совсем приятное и это может не понравится).

Предложить участникам попытаться объективно оценить предлагаемую информацию.

Упражнение. Участники вспоминают какие-либо образцы рекламы.

По завершении упражнения, обратить внимание на то, что реклама предназначена для продажи как можно большего количества товара с целью получения максимальной прибыли; часто реклама не содержит правдивой информации, а преследует цель скрыть недостатки товара. Подчеркнуть, что критически мыслящий человек может не только противостоять давлению рекламы и избегать использования некачественных товаров, но может дать объективную оценку любой получаемой информации.


  1   2   3


База данных защищена авторским правом ©refedu.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница