Занятие №1. Введение в конфликтологию Задача №1



Скачать 191.15 Kb.
Дата01.05.2016
Размер191.15 Kb.

ФГБОУ ВПО «Московский государственный юридический

университет имени О.Е. Кутафина»


Оренбургский институт (филиал)


Задачи по конфликтологии

Кафедра общегуманитарных, социально-экономических, математических и естественно - научных дисциплин



Направление подготовки 030900.62 «Юриспруденция»

Квалификация (степень) выпускника - бакалавр


Форма обучения: очная, вечерняя, заочная, целевой подготовки

Оренбург 2014


Занятие №1. Введение в конфликтологию

Задача № 1


  1. Какая форма государственного устройства по Платону и Аристотелю позволит успешно разрешать конфликты в обществе ?




Платон

Государство”

Идеальное государство – справедливое правление лучших аристократическое государственное устройство.

Справедливость требует иерархии: философы, которые способны рассуждать – господствуют, воины защищают, философы и воины управляют ремесленниками, земледельцами и др.



Никто не должен обладать, без крайней необходимости, частной собственностью.

Демократия – строй приятный и разнообразный, но без должного управления.

Демократия опьяняет свободой в неразбавленном виде и из нее вырастает ее продолжение и противоположность – тирания.



Тирания – наихудший вид государства, уничтожение выдающихся людей. Это господство наихудшего, окруженного толпой негодяев. Если из правителей выделяется один – то это монархия.

Аристотель

Политика” “Афинская политика”



Государство – существует для блага людей, это высшая форма общения, благодаря которой все другие формы человеческого общения достигают своей цели.

Государство – инструмент примирения людей.



Правильные формы правления: монархия, аристократия, полития.

Возможны виды и комбинации этих форм.

Лучшая форма: полития – правит большинство в интересах общей пользы (соединяет лучшие стороны демократии и олигархии).

Ошибочные формы правления: тирания, олигархия, демократия.

Демократия – перевес бедных в сферах власти. Наихудшая из них – тирания. Основная причина государственных переворотов – отсутствие равенства.



Земля делится на две части: государственная собственность, частная собственность. Политическое правление – это правление закона, а не людей.


Задача №2

  1. Каково было отношение Сен-Симона и Р. Оуэна к частной собственности, как источнику конфликтов. Как они предлагали разрешать конфликты в обществе


Сен-Симон

(1760-1825)

(…) Если я задам вопрос, какая страсть вызвала французскую революцию и какой класс общества испытывал ее сильнее всех, я отвечу: страсть к равенству, и люди принадлежащие к последнему классу, были склонны больше в силу своего интереса отдаться ей.



Последствием страсти к равенству было разрушение социальной организации.

Правительства в будущем не будут больше управлять людьми, их обязанность ограничиться лишь устранением всего того, что мешает полезным работам.

Форма парламентского правления весьма предпочтительна, но это лишь форма, а частная собственность – суть; именно этот институт служит основанием общественного задания.

Единственный класс общества, которому мы желаем политической смелости – есть класс промышленников, ибо их частные интересы силой вещей вполне согласуются с общими интересами.



Единственное средство, которыми будут пользоваться друзья человечества для преобразования общества – это проповедь, как

как устная так и письменная.


Р.Оуэн (1771-1858)

Предполагается, что будут приняты меры в общенациональном масштабе для охвата мира новой великой организацией всех трудящихся, всякое индивидуальное соперничество прекратиться, все виды производства будут осуществляться национальными объединениями.

Эта перемена произойдет без насилия, кровопролития и вообще какой-то несправедливости.
. Частная собственность – единственная причина бедности со всеми вызываемыми ею по всему свету преступлениями и горем.




Задача № 3





  1. Как Н. Макиавелли предлагал разрешать конфликт между ценностями морали и ценностями политики?

  2. Какие формы государственного устройства положительно влияют на разрешение конфликтов.

  3. В чем актуальность взглядов Николо Макиавелли по управлению политическими конфликтами в обществе?

Конфликт –конфликт универсальное и непрерывающееся состояние общества ввиду порочной природы человека, стремления различных групп людей к постоянному и неограниченному материальному обогащению.

Знать – источник конфликтов, в ее руках государственная власть Правильно воздействовать на конфликт может государь .

Государство – политическое состояние общества, отношение властвующих и подвластных, наличие соответствующим образом организованной политической власти.



Правильные формы государства: (единовластие, правление немногих, правление всего народа) монархия, аристократия, демократия.

Неправильные формы: тирания, олигархия, распущенность. Возникновение единоличной диктатуры - из-за неспособности знати и сдержать народ собственными силами. В свою очередь народ для сокрушения знати также взывает к диктатору. “Развращенному народу необходимо единовластие”.

Для достижения политической цели

моральные критерии являются второстепенными и должны быть отброшены для успеха дела.

Задача № 4


  1. Рассмотрите позиции Вольтера и Руссо в отношении источника конфликтов и способов разрешения конфликтов в обществе . Выявите различия во взглядах Вольтера и Руссо.



Вольтер

(1694-1778)

Руссо

(1712-1778)

Естественные законы – законы разума, предписывающие свободу вероисповедания, печати, слова, собственности. Все граждане равны перед законом.


Имущественное неравенство – естественное состояние. Несправедливые захватнические войны более страшное явление, чем чума или бешенство.
Социальное зло – в отсутствии просвещения и невежестве, которое сохраняет церковь.

Однако невозможно создать государство, состоящее из добродетельных атеистов.



Первоначально люди находились в естественном состоянии: все люди были равны тогда, когда не было частной собственности и неравенства.

С появлением частной собственности возникло неравенство экономическое.

С появлением государства – политическое неравенство .

Соглашения людей с государством – общественный договор, в основе законной власти. Необходимо уничтожить деление общества на богатых и бедных – равно распределить частную собственность, но не уничтожать ее.


Народ имеет неотчуждаемое право на сопротивление тиранам. Революции имеют благодетельное значение. Они способны избавить народы от войн. Деспотия ведет к войнам.





Занятие №2 Теоретические основы конфликтологии

Задача № 5.
Конфликт между общественными объединениями и Правительством Австрии
Социальное партнерство в Австрии, как способ разрешения конфликтов между работниками по найму и государством по поводу социальной политики, цен, и заработной платы.


  1. Как работает механизм социального партнерства в Австрии?

  2. Какова роль практики социального партнерства в разрешении социальных конфликтов в Австрии?

  3. Рассмотрите модель конфликта между общественными объединениями и Правительством Австрии : выясните способы разрешения конфликтов между ними

  4. Определите функции конфликта.




Объединения

Паритетная комиссия

участники

комитеты

Правительство


федеральный канцлер

министр внутренних

дел

министр торговли



министр по социальным вопросам

профсоюзы

палата рабочих



экономическая

палата

сельскохозяйст-венная

палата




объединения

министры


з/б

платы


цен

социальной

экономики




Вырабатывают рекомендации

для правительства после

достижения согласия



Задача № 6 . Зайкина избушка – сказка
Описание конфликта:

Жили-были лиса да заяц. У лисы была избенка ледяная, у зайца - лубяная.

Пришла весна красна - у лисы избенка растаяла, а у зайца стоит по-старому.

Вот лиса и попросилась у него переночевать, да его из избенки и выгнала .

Заяц пошёл скитаться по лесу и навстречу ему встречались лесные жители (бык,с обака, медведь),они пытались прогнать лису из избушки зайкиной, но у них не получалось.

После зайка встретил петуха, который и прогнал лесу из лубяной избушки. И стали они с зайчиком жить-поживать в лубяной избенке.


Проанализируйте структуру этого конфликта:

  1. Предконфликтная ситуация , причины конфликта

  2. Объект конфликта.

  3. Предмет конфликта

  4. Субъекты и участники конфликта

  5. Границы конфликта в пространстве и во времени

  6. Функции конфликта

  7. Динамика конфликта: этапы и стадии конфликта

  8. Тип конфликта


Тема №7. Политический конфликт
Задача №8

КОНФЛИКТ

Политический конфликт между Японией и Россией,

Территориальный спор между Японией и Россией, который является неурегулированным со времени окончания Второй мировой войны. После войны все Курильские острова были включены в состав СССР, однако принадлежность островов Итуруп, Кунашир, Шикотан и группы островов Хабомаи оспаривается Японией. Проблема принадлежности южных Курильских островов является основным препятствием для полного урегулирования российско-японских отношений и подписания мирного договора.





Структура конфликта:

  • Предконфликтная ситуация

  • Объект конфликта

  • Предмет конфликта

  • Субъекты и участники конфликта

  • Причины конфликта

  • Границы конфликта

  • Возможные способы разрешения конфликта

  • Тип конфликта

Задача № 8

Карибский кризис - октябрь 1962г

Соединенные Штаты стремились ликвидировать политическую власть Фиделя Кастро, который объявил о строительстве социализма, на Кубе.

США имели военную базу в Турции. Ракеты на ней были направлены против СССР. Американцы объявили Кубе блокаду, заявили о досмотре всех судов, следовавших в кубинские порты.

Напряжённое политическое, дипломатическое и военное противостояние между Советским Союзом и Соединёнными Штатами в октябре 1962 года, которое было вызвано тайной переброской и размещением на острове Куба военных частей и подразделений Вооруженных Сил СССР, техники и вооружения, включая ядерное оружие

Дж. Кеннеди объявил о введении с 22 октября 1962 г. военно-морской блокады Кубы и направил к ее берегам боевые корабли ВМС США. Военное руководство США настаивало на нанесении ядерного удара по СССР.

Кризис противостояния продолжался с 22 по 28 октября 1962 г. Угроза ядерной катастрофы в эти дни была реальной как никогда ранее. Кеннеди и Хрущев провели переговоры по телефону

Трезвая политика обоих государств заставила их сесть за стол переговоров и мирно разрешить этот кризис. Советские ракеты были выведены с Кубы, а США отказались от вторжения на этот остров и согласились убрать военную базу в Турции

Структура конфликта


  1. Причины конфликта

  2. Предмет конфликта.

  3. Субъекты и участники конфликта

  4. Границы конфликта в пространстве и во времени . Этапы и стадии конфликта

  5. Функции конфликта

  6. Способы разрешения конфликта

  7. Тип конфликта


Тема №4. Современный социальный конфликт

Задача №9.

Супруги Ивановы из г. Оренбурга, в течение нескольких лет ссорились, упрекая друг друга в неправильном воспитании дочери. Отношения постепенно обострялись, и дело дошло до рукоприкладства с обеих сторон.

- Однако о разводе речь еще не шла.

- Оскорбления и побои относятся к делам частного обвинения, но супруги в суд не обращались.

- После особенно острой и длительной ссоры, муж ушел к другой женщине и проживал там , в течение двух месяцев, не появляясь дома.

- Под воздействием родственников жена поставила вопрос о разводе и спустя полгода Ивановы были разведены.



Структура конфликта

  1. Причины конфликта

  2. Предмет конфликта.

  3. Субъекты и участники конфликта

  4. Границы конфликта в пространстве и во времени . Этапы и стадии конфликта

  5. Функции конфликта

  6. Способы разрешения конфликта

  7. Тип конфликта


Задача №12

. Покупательница посмотрела сапоги и нерешительно отложила их. Продавец забрала сапоги и подала другой покупательнице, которая, долго не раздумывая, попросила выписать чек. Тут первая покупательница возмутилась и стала с резкими обвинениями в адрес продавца требовать, чтобы сапоги отдали ей.
— Но вы, же отказались! — возразила продавец.
— Кто это вам сказал?! — резко отвечала покупательница. — Позовите директора!
— А сапоги вам больше не нужны? — спросила продавец.
— Так ведь вы же отдали! Разве это не последние сапоги?
— Нет, не последние. Если не раздумали, я принесу такие же сапоги. 
Покупательница в замешательстве.

Наконец решает: «Не надо сапог». И, грозная и решительная минуту назад, она растерянно покидает магазин.
Определите структуру конфликта

Структура конфликта

  1. Причины конфликта

  2. Предмет конфликта.

  3. Субъекты и участники конфликта

  4. Границы конфликта в пространстве и во времени . Этапы и стадии конфликта

  5. Функции конфликта

  6. Способы разрешения конфликта

  7. Тип конфликта


Тема №5. Национальный и этнический конфликт
Задача №10.


  1. Приведите примеры этнических конфликтов в СНГ и России и, используя данную классификацию, определите форму названных Вами этнических конфликтов.

  2. На примере конкретных межэтнических конфликтов в России, СНГ Определите формы этих конфликтов


Формы этнических конфликтов

  1. Между Федеративным центром и республиками (в России)

спорных территорий.

  1. Между республиками или государствами из-за спорных территорий

  2. Внутри республик между представителями титульной, коренной национальности и представителями национальных меньшинств.

4. Межличностные конфликты на бытовом уровне

Задача №11.

Выделите основные элементы структуры конфликта

Приднестро́вский конфли́кт.

Конфликт между Молдавией и непризнанной Приднестровской Молдавской Республикой, претендующими на контроль над рядом территорий, прилегающих к реке Днестр, население которых составляют молдаванерусские и украинцы  и бо́льшая часть которых в настоящий момент находится под контролем Преднестровкой Молдавской Республики.



Началом возникновения конфликта между Кишиневом и Тирасполем явилась разработка в начале 1989 г. Верховным Советом (ВС) МССР законопроектов "О государственном языке" и "О функционировании языков на территории МССР"

. В качестве единственного государственного языка признавался не молдавский на основе кириллицы, а румынский. Русскому - была отведена лишь роль языка межнационального общения.

Это решение, сопровождавшееся шумной кампанией румынизации общественно-политической и культурной жизни, резко обострило национальный вопрос и вызвало рост межэтнических противоречий в республике. В итоге это привело к вооружённому противостоянию и многочисленным жертвам с обеих сторон весной и летом 1992 года. Вооружённые действия удалось прекратить благодаря вмешательству России в 1992г. Молдавская сторона в свою очередь неоднократно высказывалась за вывод российских войск из региона.В настоящее время безопасность в зоне конфликта обеспечиваю: совместные миротворческие силы России, Молдавии, Приднестровской Молдавской Республики и военные наблюдатели от Украины. В ходе многочисленных переговоров при посредничестве России, Украины и ОБСЕ достигнуть соглашения по поводу статуса Приднестровья не удалось. Отношения между сторонами конфликта остаются напряженными

Проанализируйте структуру этого конфликта:

  1. Предконфликтная ситуация , причины конфликта

  2. Объект конфликта.

  3. Предмет конфликта

  4. Субъекты и участники конфликта

  5. Границы конфликта в пространстве и во времени

  6. Функции конфликта

  7. Динамика конфликта: этапы и стадии конфликта

  8. Тип конфликта



Задача №12.
На сегодняшний день на острове Кипр проживает около 80 процентов греков и 20 процентов турок. После образования Республики Кипр сформировалось смешанное правительство, однако в результате разночтений положений Конституции ни одна сторона не повиновались указаниям, исходившим от министров противостоящей общины. В 1963 году вспышки насилия с обеих сторон стали реальностью. С 1964 по 1974 гг. на острове для предотвращения конфликта был размещен контингент ООН. Однако в 1974 году была предпринята попытка правительственного переворота, в результате чего Президент Макариос был принужден к ссылке. В ответ на попытку переворота Турция направила на Кипр 30-тысячный военный корпус. Сотни тысяч греческих киприотов бежали на юг острова под жестким наступлением турецкой армии. Насилие продолжалось несколько месяцев. К 1975 году остров был разделен. В результате раздела одну треть острова на севере контролируют турецкие войска, а южную часть - греческие. Под наблюдением ООН был осуществлен обмен населением: турки-киприоты были перемещены на север, а греки-киприоты - на юг. «Зеленая линия» развела конфликтующие стороны, и в 1983 году была провозглашена Турецкая Республика Северного Кипра; однако ее признала только Турция. Греческая сторона требует возвращения территории, греки-киприоты, жившие на севере, надеются вернуться в свои дома и считают, что север оккупирован турецкими захватчиками. С другой стороны, контингент турецких войск на севере Кипра постоянно увеличивается, и ни те, ни другие киприоты не отказываются от «образа врага».

Определите структуру конфликта

Структура конфликта

  1. Причины конфликта

  2. Предмет конфликта.

  3. Субъекты и участники конфликта

  4. Границы конфликта в пространстве и во времени . Этапы и стадии конфликта

  5. Функции конфликта

  6. Способы разрешения конфликта

  7. Тип конфликта


Задача №13 .Тема : Правовой (юридический) конфликт
Задача №13.

Пятидневная война между Грузией и Россией
Отношения между Грузией и Южной Осетией обострились после распада СССР, когда осетины пытались воссоединится с частью своего народа в Северной Осетии, которая находится на территории России. Непонимание между народами привело к гражданской войне и провозглашению независимости Южной Осетии в 1992 году. В 2006 году на референдуме жители региона подтвердили свои намерения, отделится от Грузии. Несмотря на это, референдум был признан неправомерным, и независимость региона не была признана не одной страной мира. По мандату СНГ в регионе были размещены миротворцы от трех сторон конфликта: России, Грузии и Южной Осетии. Отношения между Цхинвали и Тбилиси в большой мере зависели от отношения России к конфликту и правительству Грузии. Россия предоставила гражданство большинству жителей региона в разрез с позицией Тбилиси. С приходом к власти президента М. Саакашвили, было предпринято несколько попыток договорится с правительством сепаратистов в Цхинвали, но переговоры не дали позитивного результата

. Вооружённый конфликт в Южной Осетии, Пятидневная война — вооружённый конфликт, произошедший в августе 2008 года между Грузией, с одной стороны, и Южной Осетией и Абхазией, а также Россией, с другой.

Обстановка в зоне грузино-осетинского конфликта начала резко обостряться с конца июля — начала августа. Активные боевые действия начались в ночь на 8 августа, когда Грузия подвергла массированному артобстрелу столицу Южной Осетии, после чего предприняла попытку захвата Южной Осетии. Днём 8 августа президент России объявил о начале операции по принуждению к миру в зоне конфликта. В регион были введены значительные российские силы. В течение нескольких суток российские войска совместно с юго-осетинскими вооружёнными формированиями вытеснили грузинские войска из Южной Осетии, а также во взаимодействии с абхазскими силами — из Кодорского ущелья в Абхазии, временно заняв ряд прилегающих к конфликтным зонам районов Грузии.

Боевые действия продолжались до 12 августа. С 14 по 16 августа президентами Абхазии, Южной Осетии, Грузии и России , При посредничестве Президента Франции Саркози , был подписан план мирного урегулирования конфликта. Пятидневная война имела значительные геополитические, экономические и иные последствия..Так, 26 августа Россия официально признала Южную Осетию и Абхазию в качестве независимых государств. 2 сентября Грузия разорвала дипломатические отношения с Россией. Затормозился процесс вступления Грузии в НАТО.

Почему конфликт между Грузией и Россией является юридическим конфликтом ?.

Структура конфликта:


  • Предконфликтная ситуация

  • Объект конфликта

  • Предмет конфликта

  • Субъекты и участники конфликта

  • Причины конфликта

  • Границы конфликта ( временные и пространственные)

  • Способы разрешения конфликта

  • Тип конфликта

Задача № 14.

Беспорядки во Львове 9 мая 2011 года

Описание конфликта: Во Львове во время празднования Дня Победы произошло несколько инцидентов с участием националистов — они оскорбляли ветеранов. На Марсовом поле националисты начали драку с ветеранами Великой Отечественной войны, на Холме Славы националисты не пускали к могиле Неизвестного солдата людей, у которых на одежде были георгиевские ленточки, пытались прорвать милицейское оцепление и помешать поднять красный флаг. Националисты также растоптали венок, который должен был возложить на военном кладбище генконсул России во Львове Олег Астахов. МИД России и Госдума РФ потребовали от украинских властей наказать виновных.

В МВД Украины заявили, что провокации в городе в День Победы были организованы представителями националистической партии «Свобода». Премьер-министр Николай Азаров не исключил, что власти страны могут запретить партию «Свобода» в связи с инцидентами во Львове.

В соответствии с законодательством Украины, 9 мая является государственным праздником, и законом предусмотрено проведение в честь Победы в Великой Отечественной войне праздничных мероприятий в населенных пунктах Украины.

«Однако решениями львовского областного и городского советов вопреки этим нормам закона установлен другой, чем на остальной территории Украины порядок празднования государственного праздника Дня Победы»

Перед днем Победы во Львовский горсовет поступило девять заявок о проведении в этот день разными политическими силами массовых мероприятиях в одних и тех же местах города. При этом, по слова заместителя генпрокурора, исполком фактически самоустранился от предотвращения возможных конфликтных ситуаций между участниками этих акций, и переложил это все на суд, который и запретил массовые мероприятия во Львове 9 мая.

«В результате было возбуждено пять уголовных дел в связи с хулиганскими действиями, грубым нарушением общественного порядка, а также (нанесения) телесных повреждений», — скал он, добавив, что в целом в медицинские учреждения по итогам этих событий обратились 12 человек.



Структура конфликта:


  • Предконфликтная ситуация

  • Объект конфликта

  • Предмет конфликта

  • Субъекты и участники конфликта

  • Причины конфликта

  • Границы конфликта ( временные и пространственные)

  • Способы разрешения конфликта

  • Постконфликтная ситуация

  • Определите тип юридического конфликта во Львове .




База данных защищена авторским правом ©refedu.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница