Здоровьесберегающие образовательные технологии в процессе обучения Н. В. Новосельцева Руководитель – к п. н., доцент Е. В. Телеева Понятие «школьные болезни»



Скачать 65.83 Kb.
Дата30.04.2016
Размер65.83 Kb.
Здоровьесберегающие образовательные технологии в процессе обучения

Н.В. Новосельцева

Руководитель – к.п.н., доцент Е.В.Телеева
Понятие «школьные болезни» было введено немецким врачом Р.Вирховым в 1870 г. Уже тогда для «устранения главнейших причин школьных болезней» предлагалось использовать в образовательных учреждениях игры, танцы, гимнастику и все виды изобразительного искусства. Тем самым на место «пассивно-воспринимающего обучения» должно было прийти обучение «наблюдательно-изобразительное». «Словесная школа» заменялась «школой действия».

Основы концепции здоровьесбережения в России были заложены еще в 1904 г., когда съезд Российских врачей обратил внимание на ряд «вредных влияний со стороны школы на состояние здоровья и физическое развитие учащихся. Причем, несмотря на многочисленные попытки модернизировать школу на разных этапах истории нашего государства, основы этой концепции практически не менялись, а, значит, поставленные задачи по сохранению здоровья подрастающего поколения не были выполнены.

В отечественной практике сохранения здоровья детского коллектива одним из первых примеров (если не самым первым) можно считать опыт работы Павлышской средней школы под руководством ее директора, выдающегося советского педагога А.В. Сухомлинского.

В современном обществе школа представляет собой социальный институт, обязательный для каждого ребенка по достижении возраста 6-7 лет. Большую часть дня учащиеся проводят в стенах школы.

Общеизвестно, что состояние здоровья детей в современных условиях значительно зависит от условий, в которых находятся дети (безопасность пребывания в школе, санитарно-гигиеническое состояние помещений, освещенность и температурный режим помещений, нормальное функционирование всех систем жизнеобеспечения).

Разрушительное воздействие системы образования на здоровье школьников:



  1. Стрессогенные (дидактогенные) технологии проведения урока и оценивания знаний учащихся.

  2. Недостаток физической активности учащихся.

  3. Невозможность (неспособность) индивидуального подхода в обучении.

  4. Несоблюдение гигиенических и физиологических требований к организации учебного процесса.

  5. Неправильная организация питания учащихся в школьной столовой.

  6. Недостаточный уровень гигиенических и психологических знаний педагогов.

  7. Низкий уровень культуры здоровья учащихся и их родителей.

Можно сделать вывод, что современная система образования разрушает и так неблагополучное здоровье учащихся. Поэтому, во всем мире ведется разработка комплексных программ заботы о здоровье учащихся.

Педагогическая общественность все больше осознает, что именно учитель может сделать для здоровья ребенка гораздо больше, чем врач.

Учителя надо не заставлять выполнять часть обязанностей школьного врача или медсестры в качестве подтверждения его заботы о здоровье школьников, а обучить психолого-педагогическим технологиям, позволяющим построить работу на уроке так, чтобы не наносить ущерба здоровью учеников.

Появившееся в последние годы понятие здоровьесберегающие образовательные технологии предполагает объединение всех усилий школы, нацеленных на сохранение, формирование и укрепление здоровья учащихся. Данные технологии решают задачи сохранения и укрепления здоровья сегодняшних учащихся, что позволит им вырастить и воспитать здоровыми собственных детей.

Задачи здоровьесберегающих технологий:


  1. Сохранение и укрепление здоровья учащихся.

  2. Организация качественного обучения, развития и воспитания подрастающего поколения без ущерба для физического и духовного здоровья.

  3. Полноценная подготовка ребенка к самостоятельной жизни.

Здоровьесберегающая педагогика не является альтернативой всем другим педагогическим системам и подходам. Её главная отличительная особенность - приоритет здоровья. Это определяет последовательное формирование в школе здоровьесберегающего образовательного пространства, в котором и педагоги и родители решают одну важную задачу: заботу о здоровье детей.

Сформулированы принципы здоровьесберегающей педагогики:



  1. Принцип не нанесения вреда.

  2. Принцип приоритета действенной заботы о здоровье учащихся и педагогов (то есть все происходящее в образовательном учреждении – от разработки планов программ до проверки их выполнения, включая проведение уроков, перемен, организацию внеурочной деятельности учащихся, подготовку педагогических кадров, работу с родителями и др. оценивается с позиции влияния на психофизиологическое состояние и здоровье учащихся и учителей. Проводится мониторинг здоровья учащихся физического, психологического, духовно-нравственного).

  3. Принцип триединого представления о здоровье (единство физического, психического и духовно-нравственного здоровья).

  4. Принцип непрерывности и преемственности (здоровьесберегающая работа проводится в школе каждый день и на каждом уроке с обязательным учетом того, что уже было сделано ранее в рамках организационных мероприятий и непосредственно в учебно-воспитательной работе).

  5. Принцип субъект-субъектного взаимоотношения с учащимися (вопросы здоровья включены в содержание учебных программ, обеспечен здоровьесберегающий характер (результат) проведения процесса обучения). Педагоги обеспечивают здоровьесберегающие условия образовательного процесса и сам школьник помогает им в решении этой общей задачи. У учащихся воспитана ответственность за свое здоровье. К каждому учащемуся осуществляется индивидуальный подход.

  6. Принцип соответствия сознания и организации обучения возрастным особенностям учащихся. Соответствие объема учебной нагрузки и уровня сложности изучаемого материала индивидуальным возможностям учащихся. В школе соблюдается комплексный междисциплинарный подход как основа эффективной работы по охране здоровья человека. Между педагогами, психологами, медицинскими работниками согласованное взаимодействие. Приоритет позитивных воздействий (подкреплений) над негативными (запретами). Приоритет активных методов обучения.

  7. Принцип сочетания охранительной и тренирующей стратегии. Таким образом, для учащихся создан такой уровень учебной нагрузки, который (при учете индивидуальных особенностей и возможностей каждого учащегося) соответствует тренирующему режиму, который является охранительным (щадящим), ниже утомляющего. Для каждого ученика составлен оптимальный уровень нагрузки.

  8. Принцип формирования ответственности учащихся за свое здоровье. У ребенка сформировано чувство ответственности за свое здоровье. Осуществляется принцип контроля за родителями. То есть в школе решены следующие проблемы, связанные со здоровьем учащихся:

  • снятие учебных перегрузок школьников, приводящих их к состоянию переутомления;

  • организация физической активности учащихся, профилактика;

  • организация правильного питания школьников во время их пребывания в образовательном учреждении;

  • предупреждение вредного воздействия на здоровье учащихся факторов, непосредственно связанных с образовательным процессом (профилактика школьных болезней);

  • охрана и укрепление психического здоровья учащихся (предупреждение школьных стрессов, распространения среди учащихся вредных привычек, зависимостей и т.д.);

  • формирование культуры здоровья учащихся и компетентности педагогов в вопросах здоровья и здоровьесберегающих технологий;

  • организация сотрудничества с родителями учащихся по вопросам сохранения и укрепления здоровья их детей.

Основные требования к уроку в условиях здоровьесберегающей технологии сводятся к следующему:

  1. Построение урока на основе закономерностей образовательного процесса.

  2. Оптимальное сочетание общих и специфических принципов и методов обучения.

  3. Создание условий для продуктивной познавательной деятельности.

  4. Активизация развития всех сфер личности.

  5. Логичность и эмоциональность всех этапов деятельности.

  6. Использование средств здоровьесбережения: физкультминуток, подвижных игр и т.д.

  7. Вариативное использование правил здорового образа жизни в зависимости от конкретных целей урока.

  8. Мониторинг качества урока.

  9. Использование нестандартных форм обучения на уроке: дискуссии, театрализация, аукционы, фантазия, взаимообучение и пр.

Чтобы урок «сработал» как здоровьесберегающий, учитель да и весь педагогический коллектив должен использовать самые различные приемы и методы: практический метод, ситуационный метод, игровой метод, соревновательный метод, активные методы обучения. Средства педагог выбирает в соответствии с конкретными целями и условиями, видами деятельности учащихся на уроке: элементарные движения во время урока, физкультминутки, различные виды гимнастик и др.

Таким образом, очень важно, чтобы применение в школах здоровьесберегающих педагогических технологий повысило результативность воспитательно-образовательного процесса, сформировало у педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников. А для этого необходимо соблюдать определенные принципы здоровьесберегающей педагогики и основные требования к уроку в условиях здоровьесберегающей технологии.


Литература


  1. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии. – М., 2003.

  2. Кузнецова Л.М. Здоровьесберегающие технологии в системе развивающего обучения //Методист. – 2003. - № 4.

  3. Шклярова О.А. Технология педагогики здоровья //Методист. – 2002. - № 6.

  4. Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии. – М., 2004.


База данных защищена авторским правом ©refedu.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница