Зона степей. Дорога, ее элементы и правила поведения на ней



Скачать 130.32 Kb.
Дата15.06.2016
Размер130.32 Kb.
Конспект урока Окружающий мир 4 класс

Учитель Герасимова М.А. ГБОУ СОШ №290

Тема: Зона степей. Дорога, ее элементы и правила поведения на ней.

Цели:

Образовательные: 
- познакомить учащихся с географическим положением Зоны степей, растительным и животным миром степной зоны, экологическими проблемами; обобщить знания о дороге, ее элементах и правилах поведения на ней.

- способствовать развитию познавательного интереса к предмету путём вовлечения в исследовательскую работу; связной речи, оперативной памяти, произвольного внимания, наглядно-действенного мышления;

- воспитывать культуру поведения при фронтальной работе, групповой  и индивидуальной работе.

Формировать УУД:

Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Регулятивные УУД: 
- умение определять и формулировать цель на уроке самостоятельно; 
- определять план выполнения заданий на уроке; 
- корректировать выполнение задания в соответствии с планом
- оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; 
- использовать в работе литературу, дополнительные источники информации; 
- оценивать выполнение своего задания по заранее представленным параметрам.

Коммуникативные УУД: 
- умение оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных ситуаций; 
- читать вслух и про себя тексты учебников; 
- выполнять различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы; 
- отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета;
- критично относиться к своему мнению; понимать точку зрения другого.

Познавательные УУД: 
- умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; 
- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Планируемый результат

Предметные:

Знать географическое положение Зоны степей, растительный  и животный мир степной зоны, экологические проблемы. Знать элементы дороги и правила поведения на ней.



Личностные:
Уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.
Метапредметные:

Умение определять и формулировать цель на уроке с помощью и самостоятельно; определять план выполнения заданий на уроке; использовать в работе литературу; оценивать выполнение своего задания по заранее представленным параметрам.  (Регулятивные УУД).

Умение оформлять свои мысли в устной  речи с учётом своих учебных и жизненных ситуаций; читать вслух и про себя тексты учебников; выполнять различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы; отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета; критично относиться к своему мнению; понимать точку зрения другого. (Коммуникативные УУД).

Умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. 



Ход урока

 

I. Мотивация к учебной деятельности 



- Здравствуйте. Начнём урок. Мы знаем плодотворный труд – залог нашей успешности.  Пожелаем себе успешной работы. 

2. Актуализация знаний:

- Над каким разделом мы работаем? (Природные зоны России)     

- Мы с вами путешествуем по нашей замечательной стране. С какими зонами мы уже познакомились? (зона Арктических пустынь, тундра и зона лесов)

- Давайте вспомним особенности климата, а также животного и растительного мира этих зон.

(на доске слайд с подвижным названием зон, ниже неподвижные карточки-определения зон )

- Ребята, кажется в этот слайд закралась ошибка. Арктический ветер перемешал определения. Помогите исправить ошибку. (дети исправляют ошибки, меняя местами названия зон)

3.Формулирование темы урока:

- Пришло время отправиться нам в новое путешествие.

- Куда же на этот раз? Угадайте.

Какая ширь здесь и приволье!

Куда ни глянь - полей раздолье

Южнее полосы лесов

Лежит ковер из трав, цветов.

Здесь простор ветрам и птицам,

Грызунам, волкам, лисицам.

Здесь суховеи любят петь,

А зовется это…(Степь)

(Слайд с названием темы)



3. Целеполагание.

- Ребята, какую цель мы можем поставить, какие задачи решить во время нашего путешествия?

(узнать о новой природной зоне и научиться находить ее на карте, познакомиться с растительным и животным миром степи, обсудить экологические проблемы)

- Но отправимся мы не одни. У нас гость, угадайте кто:

Ему пожизненно дано
В щеках своих носить зерно.
Подвижный маленький толстяк,
Любитель зёрнышек...(хомяк).

(фото хомяка)

А почему именно он отправится с нами, вы сможете сами ответить, если на уроке будете внимательными.

- Недалеко от школы нас ждет научный корабль, который унесет нас на несколько тысяч км от нашего родного города.

- Итак, включаем воображение и в путь. Вот мы и вышли из школы.

В школе вы – ученики,
А в театре – зрители,
А в музее, в зоопарке –
 
Все мы посетители.
А коль на улицу ты вышел,
Знай, приятель, наперед:
Всех названий стал ты выше,
Стал ты сразу… ПЕШЕХОД

- Внимание! Мы с вами стали участниками дорожного движения. Что зависит от нашей грамотности и культуры поведения на дороге? (зависит жизнь и здоровье нас и окружающих людей).

- Как вы думаете, что же нам необходимо вспомнить перед путешествием? (ПДД)

- Вернемся к слайду целей и задач. Вы совершенно правы. (слайд, открыть последний пункт)

4. Работа по теме урока.

- Что же такое дорога, ее элементы и какие есть правила безопасного поведения на ней? (слайд дорога)

- А помогут нам в этом эксперты – ваши одноклассники (дети выступают с сообщениями) (Приложение 2)

1  Дорога – это часть улицы, обустроенная и предназначенная для движения транспортных средств и пешеходов.

2 Она включает в себя проезжую часть, тротуары, трамвайные пути, обочины.

_________________________________________________________

3 Проезжая часть – элемент дороги, предназначенный для движения транспорта.

4 Чтобы автомобили не сталкивались, на проезжей части дороги наносят дорожную разметку, т.е. рисуют линии и стрелки.

5 Сплошная белая линия (одна или две) разделяет проезжую часть дороги и нужна для того, чтобы одни автомобили ехали в одном направлении, а другие - в противоположном.
- Ребята, как называется такое движение транспорта?

+ Такое движение транспорта называется двусторонним.

- Если автомобили едут только в одном направлении по всей ширине проезжей части, то, как называется такое движение?

+ Такое движение называется односторонним.

__________________________________________________________________

- Следующий элемент:



6 Тротуар – в переводе с французского языка означает «дорога для пешеходов».

7 При движении по тротуару придерживаются правой стороны. Обходя препятствие, нельзя выходить на проезжую часть. Тротуар – не место для игр.

- Ребята, иногда тротуары отделяются от проезжей части газонами, на которых высаживают деревья или цветы, а также поребриком.

__________________________________________________________________

8 Поребрик - это специальный каменный бордюр,высотой 15-20 см, которым край тротуара отделяется от проезжей части. Делается это для безопасности пешеходов.

- Как вы думаете, автомобили могут ездить по тротуарам?

Ответы детей.

- Ни один автомобиль не имеет права двигаться по тротуару, кроме специального транспорта: медицинских, полицейских, пожарных, аварийных служб. Правила дорожного движения разрешают подвозить по тротуару грузы в магазины, проводить уборку и ремонт с помощью специальных машин. Поэтому и на тротуаре нужно быть внимательным, уметь вовремя сориентироваться и уйти от опасности.

- Ближайшая улица Пионерстроя. Там нас ждет наш корабль. Мы будем передвигаться группой. Как правильно это сделать?

(построиться парами друг за другом – показ на доске)

- Вспомните, что поможет нам безопасно перейти проезжую часть? (дети передвигают пеш.переход и светофоры)

- Давайте проложим стрелками безопасный путь к кораблю (два человека у доски)

- Итак, двигаться будем по тротуару. Кто запомнил, какой стороны нужно придерживаться? (правой)

- Ребята, на какой сигнал светофора разрешено безопасное движение? (движение разрешено на зеленый сигнал, но безопасно только в случае, если все транспортные средства прекратили движение).

Молодцы!
Поднимемся на борт. Наш гость поможет нам выполнить физминутку.

Физминутка (Хомка-хомка)

4. Продолжение работы по теме урока.

- Перед полетом, определим географическое положение степной зоны. Найдем ее на карте природных зон в учебнике страница 72-73.

- Каким цветом она выделена? (бежевым)

- Степи занимают относительно небольшую площадь территории нашей страны и располагаются на юго-западной границе.

Работа в парах.

- Ребята, вы на научном корабле, и работа предстоит научная.

Предлагаю вам прочитать утверждения и предположить, верные они или нет. В столбике До чтения поставьте плюс или минус, если вы согласны или нет. Если ваши мнения разделились, то поставьте и плюс и минус (слайд с карточкой на доске (Приложение 1)

- Кто предположил, что все утверждения верные? Кто сомневается?



Работа по учебнику.

- Проверим ваши предположения с помощью учебника. Чем он для вас является? (источником информации) страница 110-111



- По мере прочтения текста, обсуждайте утверждения на карточке и заполняйте столбик После чтения.

Проверка. Ребята, все ли утверждения оказались верными? Кто нашел ошибку? (на доске учитель ставит плюсы, кроме утверждения о дождяхне частые, а редкие)

- Зачеркнем слово редкие. Теперь и это утверждение верное.



5. Продолжение работы по теме урока.

Работа в группах.

- Информация о зоне степей объемная. Поэтому разделимся на группы. Каждая группа изучит свою тему и поделится знаниями с остальными.



Группа зоологов, ботаников, экологов (Приложение 3)

- Вспомним правила работы в группе (уважать друг друга, помогать, быть активными)

Представитель от группы получает задание. По сигналу группы начинают работать (составлять текст доклада, дописывая из учебника недостающие слова).

Второй сигнал напоминает о времени. После третьего сигнала дети садятся на свои места.

По 2-3 представителя от групп выходят и зачитывают информацию (сопровождение слайдами на доске)

Итог работы в группах, проверка.

- Подведем итог.

На доске слайд с названием групп. Три столбика. Подвижные предложения и словосочетания необходимо определить в нужную группу. Работают только группы, не изучавшие этот раздел.

6. Подведение итогов урока.

- Мы много открытий сделали за один короткий урок.

- Как вы думаете, мы достигли цели урока?

- Удалось ли нам решить поставленные задачи?

Поняли ли вы, почему именно хомячок был нашим гостем?

Пока мы с вами летим домой, полюбуемся видами степи (видеоролик степь)



7. Рефлексия.

Вот мы и совершили наш полет.

Выходя из нашего корабля не забудем, что впереди дорога, будем помнить о правилах безопасного поведения на дороге всегда.

Ребята, вы проделали сегодня большую работу. Вы молодцы. Это моя оценка вашего труда. А как вы бы сами себя оценили? Возьмите карточку на своем столе. Ответьте на вопросы + или -. Поставьте себе отметку за урок (Приложение 4)

А вот оценка вашей работы нашего гостя (слайд хомяка)

Домашнее задание

Дома в рабочих тетрадях с помощью учебника вы выполните задания по теме урока.






Утверждение

До чтения

После чтения

1

Зона степей располагается южнее лесной зоны







2

Из-за недостатка влаги деревьям здесь трудно расти







3

Лето продолжительное, очень теплое, засушливое







4

Часто дуют горячие сухие ветры - суховеи







5

Дожди частые, продолжительные, ливневые







6

Степная зона славится самой плодородной почвой - чернозёмом









Утверждение

До чтения

После чтения

1

Зона степей располагается южнее лесной зоны







2

Из-за недостатка влаги деревьям здесь трудно расти







3

Лето продолжительное, очень теплое, засушливое







4

Часто дуют горячие сухие ветры - суховеи







5

Дожди частые, продолжительные, ливневые







6

Степная зона славится самой плодородной почвой - чернозёмом







Приложение 1

Приложение 2



  1. Дорога – это часть улицы, обустроенная и предназначенная для движения транспортных средств и пешеходов.



  1. Дорога включает в себя проезжую часть, тротуары, трамвайные пути, обочины.



  1. Проезжая часть – элемент дороги, предназначенный для движения транспорта.




  1. Чтобы автомобили не сталкивались, на проезжей части дороги наносят дорожную разметку, т.е. рисуют линии и стрелки.




  1. Сплошная белая линия (одна или две) разделяет проезжую часть дороги и нужна для того, чтобы одни автомобили ехали в одном направлении, а другие - в противоположном.




  1. Тротуар – в переводе с французского языка означает «дорога для пешеходов».




  1. При движении по тротуару придерживаются правой стороны. Обходя препятствие, нельзя выходить на проезжую часть. Тротуар – не место для игр.




  1. Поребрик - это специальный каменный бордюр, высотой 15-20 см, которым край тротуара отделяется от проезжей части. Делается это для безопасности пешеходов

Приложение 3

Группа ботаников.

В степной зоне растут разнообразные ______________________ растения.

Весной цветут _____________ и _________________, пока не наступила летняя жара

и в почве достаточно ________________.

До следующей весны эти растения оставляют в почве_______________________ с запасом

_____________________ веществ.

Ковыль и типчак переносят засуху благодаря очень

______________ листьям, которые испаряют мало влаги.



Группа зоологов.

Разнообразны насекомые степной зоны. Особенно много_________________ и ______________________.

У кобылок усики ________________, а у кузнечиков ________________.

Растениями и насекомыми кормятся ______________.

Например: степной ________________, серая

_____________, журавль - _______________, дрофа.

Дрофа – самая ____________ птица России.

В степной зоне много грызунов ______________ и _______________. Прячутся от жары они в __________.

Грызунами питаются хищные ____________ и ____________ .

Например степной ____________ и степной _______________.

В степи живут и _______________________. Например ящерицы и змеи.

Группа экологов.

Многим растениям и животным степной зоны грозит ______________________.

Поэтому их заносят в _______________ ____________.

Например пион___________________, степного ____________, журавля-_____________, дрофу, крупного кузнечика степную ____________.

Главная причина опасности для растений и животных в том, что степи почти повсюду___________________.

На их месте раскинулись _________________.

На нераспаханных участках подолгу пасут _________.

Еще одна экологическая проблема _________________.

А также несмотря на то, что охота на редких животных запрещена, этот запрет нарушают __________________.

Очень важно сберечь _____________ с их удивительным растительным и животным миром!

Приложение 4

Карточка самооценки ______________________________________________________________



(фамилия, имя)

  1. Сегодня я узнал, где располагается зона степей

  2. Я могу назвать некоторые растения и животных зоны степей

  3. Я понял, какие экологические проблемы существуют в зоне степей

  4. Я могу назвать элементы дороги

  5. Я умею находить безопасный маршрут на дороге

  6. На уроке я старался быть активным

  7. В группе я помогал искать верные ответы

Я оцениваю свою работу на уроке на отметку _______________


База данных защищена авторским правом ©refedu.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница