Звуки [д], [д'], [т], [т']; буквы Дд, Тт



Скачать 281.86 Kb.
Дата30.04.2016
Размер281.86 Kb.
МОУ «СОШ № 16» село Шишкино

Благодарненский район Ставропольский край

Урок обучения грамоте

В 1 классе
Тема: Звуки [д], [д'], [т], [т']; буквы Дд, Тт"



Учитель начальных классов

Гладырева А. С.
2007-2008 уч. год


Цели:


1) воспитывающая

2) обучающая


3) развивающая





Воспитывать интерес к чтению, уважение к мнению других, умение слушать друг друга.


формировать навык беглого чтения на основе непроизвольной зрительной памяти, используя слоговые карточки;

познакомить детей с буквами, которые обозначают звуки [д], [д']; [т], [т'];

учить читать слоги, слова, предложения, рассказы с этой буквой.

продолжить ознакомление детей с морфемами слова.




Развивать речь учащихся с опорой на имеющиеся у них опыт и знания;

фонематический слух, внимание, память, словесно-логическое мышление, наглядно-образное мышление,

развивать умение на основе наблюдений делать выводы, формулировать правила.

Выполнять систему упражнений направленных на релаксацию.






Формы работы


Методы


Тип урока


Форма урока


Оборудование

Фронтальная.

Коллективная.

Индивидуальная.

Групповая.

Разноуровневая.


Наглядный.

Беседа.


Диалог.

Практический.

Упражнение.

Самостоятельная работа.  




Урок-мультимедиа знакомства с новыми звуками и буквами основного этапа обучения грамоте.


Классно-урочная.


*ИКТ 

Компьютер.

Проектор.

Экран.


Презентация Microsoft Office PowerPoint.

*для практической работы

Старички-звуковички

Кружки оранжевого зелёного и синего цветов

Слоги с буквами Т, Д

Веера с буквами





Поставленная цель каждого этапа

Этапы урока

время


Ход урока

оборуд

Формы работы

Методы работы

Подготовить учащихся к работе: обеспечить внешнюю благоприятную обстановку для работы, психологически настроить ребят на совместную деятельность.



I. Мобилизующий этап.

1. Организационный момент


– У нас сегодня необычный урок. Давайте расскажем гостям о себе.

-Мы умные, серьёзные

Мы отлично учимся, всё у нас получится.

Садитесь.

Приготовьте свои ушки и глазки, чтобы на уроке они могли всё слышать, видеть и запомнить.



Коллективная.







Приобщение к важным навыкам жизни (действенное общение, умение слушать, умение стать на точку зрения другого, умение разрешать конфликты, умение работать сообща для достижения общей цели Обеспечить в самом начале урока высокий уровень вовлечённости учеников в учебную деятельность. Развитие логических операций (задания подобраны так, чтобы дети смогли повторить ранее изученный материал). Подвести учащихся к формулированию темы урока.


2. Актуализация опорных знаний


-Скажите для чего нам нужны глаза? (Чтобы видеть)

-А уши? (Чтобы слышать)

-Какие звуки слышат уши? ( Неречевые и речевые)

- Какие 2 группы звуков вы знаете?

- Кто может пользоваться речью?

-Какой должна быть речь? (вежливой, чёткой, понятной, достаточно громкой, но не кричащей)

-Если вам захочется на уроке ответить на мой вопрос, как это сделать правильно? (Поднять руку и подождать, когда тебя спросят)

- А если спросят другого, имеешь ли право обижаться? (Нет)

Почему? ( Потому что спрашивают по-очереди)

-Какие виды речи бывают? (устная, письменная и мимическая)

-Как человек научился обозначать устные звуки на письме? (буквами)

- На какие две группы можно разделить все буквы в Буквограде?( Все буквы можно разделить на гласные и согласные.)



- Назовите лишнюю букву? Почему?

к л о м


Повторяем звуки и буквы.

Назови гласные буквы

«Русский язык» (первые уроки), 1 класс Бунеев Р. Н., Бунеева Е. В.,Пронина О. В.

- Назовите лишнюю букву? Почему?

о у а я


- Все гласные отдают команду твёрдости согласным звукам, а буква я – команду мягкости.

Дед Буквознайка прислал вам письмо

-- Здравствуйте первоклассники. В моей стране грамматики вас уже хорошо знают. У меня в стране много работы, потому что у нас живёт дед Буквоед и Весёлая стерка. Дед Буквоед питается буквами и всегда откусит лишний кусочек, а Стёрка как бы не старалась ходить аккуратно, всегда что-нибудь нужное сотрёт. Помогите мне пожалуйста навести порядок в стране грамматики.

- Поможем, ребята?



-Назовите словами, что изображено на слайде в 1 столбце?

(Дом, дятел.)

– Отгадайте предметы, изображённые во 2 столбце.



(Туча, ,терем .)

(На экране изображены 2 столбца предметов.)



Слайд
Слайд

Слайд

Слайд



Ресурс №118922
Слайд

Фронтальная.




Беседа.

Диалог.

Наглядный.

Самостоятельное формулирование учащимися темы и задач урока (реализация идеи педагогического сотрудничества).

На основе активной речемыслительной деятельности ученики участвуют в целеполагании. Такой подход создаёт у учащихся самоустановку на достижение цели урока, стимулирует плодотворную учебную деятельность.

II. Целеполагание урока.


-Посмотрите, первые звуки слов засекречены на схемах? Озвучьте их.

О каких звуках мы сегодня поговорим?

– Верно, более того, мы сегодня узнаем какие буквы нужны для обозначения этих звуков и научимся читать с этими буквами.

Слайд





Проблемный

наглядный



  • Формирование мотивации учения и обучения.

  • Реализация принципа деятельности.

Знакомство детей со звонкими согласными звуками согласными звуками [д, д ,], буквами Дд .

Артикулирование новых звуков. Во время аналитической работы через артикулирование новых звуков, наблюдение, реализовать важнейший принцип родному языку – внимание к материи языка.

Данная форма способствует формированию положительной мотивации учения познавательной активности, воспитывает чувство ответственности не только за себя, но и за своего товарища, активизирует учебную деятельность, создаёт комфортные условия для развития коммуникативных умений, повышает эффективность урока.

Соотнесение работы на слайде, на доске и в заданном порядке по плану готовит учащихся к одновременной работе с книгой, тетрадью, не забывая основной цели работы ( метод «виртуальной памяти»



III. Знакомство с новыми звуками.


- Дед Буквоед тоже хочет помочь. Он прислал вам шапочки учёных.

Надев их, вы моментально превратитесь в юных учёных-исследователей, а наш класс превратится в научно-исследовательский институт. Для этого давайте разделимся на 2 исследовательские группы.



Учащиеся садятся по группам 

– Чтобы выполнить дальнейшую работу, вы должны следовать правилам, существующим в институте. Давайте познакомимся с ними.



(Дети хором говорят правила работы в группе со слайда.) 

Уважайте мнение друг друга.

Говорите по-очереди.

Не согласен – предлагай!

 

 



– На экране схемы с зашифрованными звуками. 

Задание 1-ой исследовательской группе

 

Проанализируйте схемы к словам дом дятел.



Выберите нужный схематический знак

и подготовьте характеристику засекреченных звуков по плану.  



Задание 2-ой исследовательской группе

  Проанализируете слова обозначенные картинками туча терем

Выберите нужные схемы

и дайте характеристику засекреченных звуков на 2-й карточке по плану на карточке. 



    1. О или - 

    2. Твёрдый или мягкий

    3. Звонкий или глухой

Итог исследования.

- Теперь вы легко справитесь с заданием Буквоеда.

Каждой группе предстоит дружно одеть старичка-звуковичка или старушечку-звуковушечку, выбрав для него соответствующий схематический знак, платье, дав подушечку или колокольчик.

Объясните свой выбор.

Сверим с ответом Буквознайки.

В каком домике живут звуки в Звукограде?




Шапочки учёных

Слайд


Слайд

Схема ответа у каждой группы и на доске

Схемы к звукам
Рисунок и дополнения к нему

Слайд


 Групповая.

Работа по группам Работа проходит в группах постоянного состава.


исследовательский




IV. Физминутка.


- Погуляем с ними по лесу

Только в лес мы зашли-появились комары

Раз хлопок, другой хлопок –побежим домой дружок.











Познакомить учащихся с графическим изображением изученных звуков,

Правильным названием букв,

Способами применения в грамматике

  • Развитие творческого мышления.




V. Знакомство с новой буквой.


– Мы поработали с новыми звуками. Наши старички-звуковички хотят получить в подарок букву. Скажите, зачем им буква? (чтобы обозначаться на письме)

– Я буду показывать разные буквы, если вы увидите нужную букву, то хлопаете в ладоши, если нет, то качаете головой.  

– Кто знает, как правильно зовут новые буквы в Буквограде?

(Варианты ответов детей.)  

– Как вы думаете, для чего нужны две буквы: заглавная и строчная?



(Варианты ответов учащихся.)  

– Давайте найдём эти буквы на ленте букв. Найдите букву на веерах.

– Давайте пофантазируем, на что похожа буква д? (На крышу домика, на колокольчик, на печную трубу,….) т? (турник, антенна) 

 



Зрительная фокусировка






  • Обучение варьированию голоса

  • На этапе чтения слияний, слов, связного текста организована дифференциация обучения по уровню подготовки к чтению

1)Формирование навыка чтения у детей, которые до школы не читали,

Формирование у них умения читать прямой открытый слог слитно. Осознание роли новой буквы и её места в составе слога. (Чтение слияний осуществляется группой плохо читающих учеников под руководством учителя.)

2)Формирование навыка слогового чтения с переходом на чтение целым словом. (Вторая группа (средне читающих учеников) читает слова самостоятельно

3)Формирование умения читать самостоятельно про себя, готовясь читать вслух. (Первая группа (хорошо читающие ученики) осуществляет чтение связного текста.)

VI. Чтение слогов, слов и текста с новой буквой.


 1. Чтение слогов

Буквы Д и Т очень хотят подружиться с буквами гласных звуков.

-Поможем? (слайдовый показ, чтение слогов громче, тише, быстрее, медленнее)

2. Работа по учебнику

Задание 3-ей группе (плохо читающим детям)

– Ребята, которым я дала синий кружок - прочитайте слоги.  



Задание 2-ой группе (средне читающим детям) 

– Ребята, которые получили зелёный кружок - прочитайте слова в столбиках.  



Задание 1-ой группе (хорошо читающим детям)

- Ребята, которые получили оранжевый кружок – читают предложения. 

– Проверим, как справилась с заданием 2-я группа, а 1-я и 3-я группы присоединяйтесь к нам.




Слоговые карточки

коллективная

Разноуровневая. Индивидуальная.




практический


Самостоятельная работа.


Профилактика близорукости.

Гимнастика для глаз

Закройте глаза. Откройте. Посмотрите на слайд, понаблюдайте за дождинками, за лодочкой, солнышком, рыбкой.

Слайд










VII. Закрепление изученного материала.


1.Упражнение в слышании звуков.

Игра Поймай звуки.(хлопок перед собой руками, если услышал звук)

Молоток, дрель, дед, долото, дракон, каша, дикобраз, Дима, дымоход, доктор.

2. Определи место буквы



«Русский язык» (первые уроки), 1 класс Бунеев Р. Н., Бунеева Е. В.,Пронина О. В.

Бунеев Р. Н., Бунеева Е. В.,Пронина О. В.

3. Опережающее обучение.

Буквое д/т ?

- Буквоед хочет узнать, какую последнюю букву вы выберете для его имени?


Удивительно, но буквы согласных звуков иногда выполняют работу друг, друга. Узнать, какую букву выбрать помогают гласные

дед Буквоед, а деды- Буквоеды. Так какую букву выберем?)



Ресурс № 118833

Слайд






Практический.

Упражнение

 

 

Подводятся итоги урока, даётся устная оценка о работе учащихся на уроке, проводится рефлексия.

 


VIII. Рефлексия.


– С какими звуками мы познакомились на уроке?

– Назовите буквы, которыми обозначаются эти звуки.

- Что ещё нового узнали?

- Буквознайка очень доволен вашей работой. Посмотрим на экран, все ли задания выполнили. Это грамота! Грамотой награждаются грамотные ученики 1 класса: … за отличную работу на уроке обучения грамоте.



Слайд










Глаза детей! В них мудрость жизни есть!

Задор весны и осени степенность...

В них чистый снег зимы и многозвучье лета,

В них измерение учительских просчетов и побед!

Учителя, не обманите глаз,

С благоговейным трепетом взирающих на нас.

Учитель: Гладырева Алла Сергеевна

Образовательное учреждение: МОУ «СОШ № 16» Села Шишкино Благодарненского района Ставропольского края

Направление: начальное образование

Учебный предмет: обучение грамоте

Класс: 1 класс


Описание разработки,

предоставленной на Конкурс

В современном обществе человек всё чаще использует средства ИКТ в своей повседневной деятельности. Ячеек памяти человеческого мозга уже недостаточно для того объёма информации, который обрушивается на него. Тем более ребёнку очень сложно фильтровать получаемую информацию, которая вливается в него теле- и радио средствами, путём общения взрослых и нахождения ребёнка около взрослых. Часто взрослые, забывая о нахождении ребёнка рядом, беседуют о своих проблемах, и ребёнку идёт поток информации, которая ему совершенно не нужна. Учебная информация, подаваемая учащемуся для размышления, исследования, творчества должна быть строго целенаправленной. В открытый детский портал информацию направляю таким образом, чтобы она заполнила ячейку памяти в нужном формате, который при желании и определённых условиях ребёнок нарастит.

Исходя из общеобразовательных целей преподавания в начальной школе, методическая разработка урока обучения грамоте несёт в себе следующие задачи:

- мотивация на добывание знаний путём применения ЭОР как действенного приёма калейдоскопа, побуждающего к действию;

- достижение поставленных целей урока при минимальных временных затратах;

- дискретность обучения;

- комбинирование подходов, нацеленное на конечный результат;

- соблюдение особенностей индивидуализации мыслительной деятельности учащихся;

- стимулирование творческих преобразований;

- использование технологических приёмов наглядности, последовательности, усложненности, активности, познавательности;

- реализация принципов блочности материала, дозированности, доступности;

- соблюдение норм и правил здоровьесбережения;

- познание сущности явлений, связей и зависимостей между ними.


Главные особенности использования ЦОР на уроке определяю так:

- коммуникативность;

- использование природной интуиции, жизненного опыта, оперативной и виртуальной памяти;

- формирование индивидуальной орфографической зоркости путём приобретения умений и навыков.


На становление моих представлений о содержании урока в схеме обучения грамоте, эффективность применения ЦОР, большое влияние оказали ресурсы Единой коллекции ЦОР. В представленной разработке урока использовала ЦОР Р. Н. Бунеева «Моя любимая азбука» и идеи В. В Репкина, отражающие идею развивающего обучения, основы которой были разработаны Д. Б. Элькониным и В. В. Давыдовым. Думаю, что идеи, реализованные в ЦОР очень значимы для всей методики преподавания в целом во время глобализации процессов информатизации современного общества.

Благодаря ЦОР можно осуществить тесное единение двух линий: визуальной и речевой в процессе формирования новых знаний в новом мышлении индивида.

Внутренняя речь человека определяет его общение. Визуальные образы определяют внутреннюю речь. Специально продуманное организованное визуальное восприятие порождает красивые чувства, влияющие на внутреннюю речь и воспроизводящиеся учащимися в их межличностном общении.

В предоставленной разработке использовала 2 ЦОР:

1. Повторяем звуки и буквы. Назови гласные буквы «Русский язык» (первые уроки), 1 класс Бунеев Р. Н., Бунеева Е. В.,Пронина О. В. Ресурс №118922

2. Определи место буквы «Русский язык» (первые уроки), 1 класс Бунеев Р. Н., Бунеева Е. В.,Пронина О. В. Ресурс № 118833

Применение ЦОР целеобразно вводить на урок «не для развлечения, а пользы для».

Даже если задание рассчитано для индивидуальной работы, можно дать задания двум группам, как например-слова с непроверяемыми написаниями даны одни, но одна группа может расположить их по алфавитном порядке, а другая по видам: птицы, домашние животные, дикие животные. Я считаю, что на данном уроке целесообразно использовать 2 ресурса, так как это урок «добывания новых знаний». На уроках закрепления изученного материала я организую урок по технологии педагогических мастерских. Учащихся делю на группы, равнозначные по составу и по одному ресурсу даю различные задания.

На разных этапах урока реализуются следующие задачи:
1. Подготовка учащихся к работе: обеспечить внешнюю благоприятную обстановку для работы, психологически настроить ребят на совместную деятельность.

2. Обеспечение в самом начале урока высокого уровня вовлечённости учеников в учебную деятельность. Развитие логических операций (задания подобраны так, чтобы дети смогли повторить ранее изученный материал). Подведение учащихся к формулированию темы урока.

3. Приобщение к важным навыкам жизни (действенное общение, умение слушать, умение стать на точку зрения другого, умение разрешать конфликты, умение работать сообща для достижения общей цели.



4. Подведение к самостоятельному формулированию темы и задач урока (реализация идеи педагогического сотрудничества).

На основе активной речемыслительной деятельности ученики участвуют в целеполагании. Такой подход создаёт у учащихся самоустановку на достижение цели урока, стимулирует плодотворную учебную деятельность, формирует мотивацию учения,

реализует принцип деятельности.



5. Единство новой информации - соотнесение звонких согласных звуков с графическим образом букв.

Знакомство учащихся с графическим изображением изученных звуков, правильным названием букв, способами применения в грамматике

6. Артикулирование новых звуков. Во время аналитической работы через артикулирование новых звуков, наблюдение, реализуется важнейший принцип обучения родному языку – внимание к материи языка.

Данная форма способствует формированию положительной мотивации учения познавательной активности, воспитывает чувство ответственности не только за себя, но и за своего товарища, активизирует учебную деятельность, создаёт комфортные условия для развития коммуникативных умений, повышает эффективность урока.

7. Соотнесение работы на слайде, на доске и в заданном порядке по плану готовит учащихся к одновременной работе с книгой, не забывая основной цели работы.

( метод «виртуальной памяти»)

8. Обучение варьированию голоса при чтении слияний.



На этапе чтения слияний, слов, связного текста организована дифференциация обучения по уровню подготовки к чтению

1)Формирование навыка чтения у детей, которые до школы не читали,

Формирование у них умения читать прямой открытый слог слитно. Осознание роли новой буквы и её места в составе слога. (Чтение слияний осуществляется группой плохо читающих учеников под руководством учителя.)

2)Формирование навыка слогового чтения с переходом на чтение целым словом. (Вторая группа средне читающих учеников читает слова самостоятельно)

3)Формирование умения читать самостоятельно внутренней речью, готовясь читать вслух. (Третья группа - хорошо читающие ученики - осуществляют чтение связного текста.)

При «слайдовом» показе слоговых карточек для слогового автоматического чтения, карточки со слогами держу стопкой, показывая учащимся быстро ставлю последнюю карточку вперёд (ни в коем случае наоборот!).

9. Профилактика близорукости.

Учащиеся следят за движущимися и сменяющимися объектами по траектории только глазами. Мелодичная музыка действует психологически и ученики чувствуют комфорт.

10. На этапе закрепления целесообразно ввести коллективную работу с заданиями с ЦОР. Коллективная работа даёт преимущество как для сильных учащихся, так и для затрудняющихся. Сильные ученики говорят, строя предложения деловой речи, слабые ученики ещё раз слышат и подтверждают свои суждения.

11. Формирование самооценки действий на уроке.

Подводим итоги урока, даём устную самооценку и оценку работы учащихся на уроке, проводим рефлексию.

Время рассчитываю с учётом возрастных параметров эффективности внимания.
Этапы урока Время в минутах

1.Организационный момент 2

2. Актуализация опорных знаний 5

3. Целеполагание 2

4. Знакомство с новыми звуками (исследование) 5

5. Физминутка 2

6. Знакомство с новыми буквами 2

7. Чтение с новыми буквами 6

8. Гимнастика для глаз 3

9. Закрепление изученного 5

10. Рефлексия 2



Организуя проведение компьютерного урока, я могу:



  1. Использовать богатство содержательной поддержки компьютера (звук, видеоряд, тесты, медиа, Интернет) для изучения (объяснения) нового материала.

  2. Применить индивидуальное программирование либо внутриклассную групповую дифференциацию при организации закрепления нового материала.

  3. Использовать графические возможности или программные тренажеры при обобщающем повторении.

  4. Организовать различные формы контроля: задания, задачи, тесты, самоконтроль, взаимоконтроль, задания на репродукцию, рейтинговый контроль и т.д.

Использую следующую типологию уроков с применением средств ИКТ ( ЦОР)

Комбинированный урок


1. Организационный этап. Целевая направленность.

2. Этап проверки домашнего задания.

3. Этап всесторонней проверки знаний учащихся.

4. Этап подготовки учащихся к активному усвоению знаний. Мини цель.

5. Этап усвоения новых знаний.

6. Этап закрепления новых знаний.

7. Этап информации учащихся о домашнем задании и инструктаж по его

выполнению.

8. Результативность достижения целей урока.

Урок усвоения нового материала


1. Организационный этап. Целевая направленность.

2. Этап подготовки учащихся к активному усвоению знаний.

3. Этап усвоения новых знаний.

4. Этап закрепления новых знаний.

5. Этап информации учащихся о домашнем задании и инструктаж по его

выполнению.

6. Результативность достижения целей урока.
Урок закрепления изучаемого материала
1. Организационный этап. Целевая направленность.

2. Этап подготовки учащихся к активному усвоению знаний.

3. Этап закрепления полученных знаний.

4. Этап информации учащихся о домашнем задании и инструктаж по его

выполнению.

5. Результативность достижения целей урока.


Урок повторения изученного материала
1. Организационный этап. Целевая направленность.

2. Этап подготовки учащихся к активному усвоению знаний.

3. Этап повторения.

4. Этап информации учащихся о домашнем задании и инструктаж по его

выполнению.

5. Результативность достижения целей урока.


Урок систематизации и обобщения изученного материала


1. Организационный этап. Целевая направленность.

2. Этап подготовки учащихся к активному усвоению знаний.

3. Этап обобщения и систематизации изученного.

4. Этап информации учащихся о домашнем задании и инструктаж по его

выполнению.

5. Результативность достижения целей урока.


Урок проверки и оценки знаний учащихся
1. Организационный этап. Целевая направленность.

2. Этап подготовки учащихся к активному усвоению знаний.

3. Этап всесторонней проверки знаний учащихся.

4. Этап информации учащихся о домашнем задании и инструктаж по его

выполнению.

5. Результативность достижения целей урока.


Компьютерный урок, в отличии от урока традиционного, изменяет:

1.Тип взаимодействия « Учитель - Ученик », от командного стиля к СОТРУДНИЧЕСТВУ.

2.Ориентацию учителя в ходе урока на АНАЛИЗ не столько РЕЗУЛЬТАТОВ, сколько процессуальной ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ученика.

3.Позицию ученика : от прилежного исполнения к активному ТВОРЧЕСТВУ.

4.Мышление учащихся - РЕФЛЕКСИВНОЕ, то есть, нацеленное на РЕЗУЛЬТАТ.

5.Характер складывающихся на уроке отношений.

Главное в том, что учитель должен не только давать знания, но и создавать оптимальные условия для развития личности учащихся через его учебно-познавательную деятельность.
Использование учителем различных источников информации в виде ЦОР побуждает учащихся к выполнению проблемных, внутренне неоднородных учебных заданий. Предложение заданий различного типа, вида и формы стимулирует учащихся к выполнению основных учебных действий, последовательности их выполнения в группе единомышленников по поиску правильного решения.

Карта наблюдения за результативностью урока с применением ЦОР.


Программа наблюдения урока :

  1. Постановка целей перед учащимися с учётом особенностей класса.

  2. Методы, приёмы и средства их достижения.

  3. Оценка деятельности учителя и учащихся на уроке.

  4. Уровень достижения целевых задач на уроке.

Дидактическое и целевое содержание урока:

  1. Материал урока соответствует по сложности избранному типу урока.

  2. Формулировка цели урока совпадает с его содержательной реализацией.

  3. Учителем подобран оптимальный объём цифрового материала для достижения цели урока.

Ход урока:

  1. Стимулирование на определение цели урока.

  2. Учитываю потребности, склонности и возможности детей в определении цели урока.

  3. Представляю возможность учащимся соотнести цели урока с содержанием учения.

  4. Обеспечиваю понимание учащимися места данного урока в изучаемой теме.

  5. Предоставляю учащимся внести изменения в планирование работы на уроке.

  6. Продумываю чёткую логику построения урока, обоснованное соотношение частей урока.

  7. Выбираю тип урока в соответствии с поставленной целью.

  8. Продумываю чередование видов работы, типов заданий для снижения утомляемости.

  9. Как наглядность в виде ЦОР учитываю специфику восприятия учащихся.

  10. Использую разные источники информации из коллекций.

  11. В ходе урока реализую возможности учебного кабинета.

  12. Задания учащимся предлагаю на выбор.

  13. Предлагаю учащимся задания репродуктивного характера, частично-поискового, исследовательского и творческого плана.

  14. На уроке использую формы обучения : монологическая, диалогическая, полилогическая.

  15. Формулирую вопросы так, чтобы выявить субъектный опыт ученика по теме.

  16. Поддерживаю наиболее правильные версии учащихся.

  17. Версии ответов, решений использую при изучении нового материала.

  18. Обобщаю и систематизирую субъектный опыт учеников при изучении темы.

  19. На уроке у учащихся формирую навыки : самоконтроля и самоанализа.

  20. Домашнее задание имеет оптимальный объём.

  21. При определении домашнего задания даю рекомендации, инструктаж.

  22. Для некоторых учащихся даётся индивидуальное домашнее задание.

  23. Домашнее задание ученикам предлагаю по выбору, по форме или по содержанию.

  24. Обсуждаю итоги урока по уровню и характеру деятельности вместе с учениками.

Характер педагогического общения на уроке.

  1. Уважительно и внимательно выслушиваю каждого ученика.

  2. Использую ситуацию успеха, одобрения, поддержки, поощрения.

  3. Обращаюсь к ученикам только по имени, беседа строится на равных.

  4. Во время обучения поддерживаю ответы учащихся.

  5. Оценку процесса выполнения учебного задания даю после самооценки учащимися.

  6. При выставлении оценки учитываю не только правильность, но и самостоятельность, оригинальность ответа учащихся.

Уровень активности действий учащихся на уроке.

1. Выбор учениками способа работы.

2. Обсуждение наиболее рациональных способов работы.

3. Выявляю наиболее личностно значимых способов работы.

4. Организую атмосферу включённости каждого ученика в работу.

5. Создаю условия для развития самостоятельности каждого ученика.

6. Оказываю помощь детям, не успевающим за темпом работы класса.

7. Применяю на уроке различные формы организации учебно-познавательной деятельности учащихся ( УПД ) :

а) фронтальные

б) парные

в) групповые

г) индивидуальные

д) коллективные.

Уровень технической безопасности использования ЦОР

в целях здоровьесбережения учащихся.


  1. Слежу за соответствием норм и правил инструкции по ТБ в учебном кабинете.

  2. Учитываю возрастные особенности учащихся.

Подготовка к уроку с использованием технологии педагогических мастерских

в системе ИКТ

создание временных групп

Среднее число участников групп - 6 человек. Разбивка класса на группы проводится на ограниченное время (5-6 мин.). Группам ставятся задачи, направленные на подготовку базы для следующего этапа учебного процесса.

Задачи временных групп:

- подготовка общеклассной дискуссии;

- возможная переформулировка темы дискуссии, если она зашла в тупик;

- выбор варианта дискуссии или переход к планированию практических заданий, проектов и т.д.;

- проведение "мозговой атаки";

- обмен мнениями, личным опытом;

- постановка вопросов, проблем для предстоящего учебного исследования или общеклассной дискуссии;

- выявление и обсуждение возникающих расхождений. Работая с малыми временными группами, необходимо помнить о цели, времени, итогах. Группы должны знать, какого рода результат ожидается от их обсуждения. Внутри групп назначается ведущий, выбирается докладчик. Иногда записывается перечень предложений или основных идей.

Межгрупповой диалог

В каждой группе распределяются роли-функции.

Анимационный герой ЦОР задает вопросы участникам группы по ходу обсуждения, подвергая сомнению идеи, формулировки. «Наблюдатель» (учитель) оценивает участие каждого члена группы на основе заданных учителем критериев.

Порядок работы класса при этом таков:

а) постановка проблемы;

б) разбивка участников на группы, распределение ролей, пояснения учителя о том, что ожидается от участников «Корректоров» или «Редакторов»;

в) обсуждение проблемы в малых группах;

г) представление результатов обсуждения всему классу;

д) продолжение обсуждения и подведение итогов.

Начало дискуссии

Рассадить всех участников так, чтобы каждый мог видеть лица других.

Приемы, введения в дискуссию:

- демонстрация ЦО материалов;

- стимулирующие вопросы, типа "что произошло бы, если бы...?" и т.д.

Руководство ходом дискуссии;

- повтор задания для осмысленного уточнения - «так что же просит герой?»

Учитель руководит дискуссией при помощи вопросов, не требующих однозначного ответа.

Продуктивность сбора идей повышается, если учитель:

- дает время на обдумывание ответов;

- не допускает двусмысленных вопросов;

- не игнорирует ни одного ответа;

- меняет ход рассуждения (например, вопрос: "Какие еще факторы могут оказывать влияние?" и др.);

- проясняет высказывания детей, задавая уточняющие вопросы;

- побуждает учащихся к углублению мысли (например:

"Итак, у вас есть ответ, как вы к нему пришли?") и др.

Ход дискуссии

В проведении учебных дискуссий значительное место принадлежит созданию атмосферы доброжелательности и внимания к каждому. При этом воздерживайтесь от како­го бы то ни было - скрытого или тем более открытого - одобрения или неодобрения. Репликами проясняйте утверждения.

Важным условием руководства обсуждением является фокусирование внимания и мыслей участников на обсуждаемых вопросах. Иногда можно заметить: "Кажется, мы отошли от темы дискуссии..."

При продолжительном обсуждении проводится промежуточное подведение итогов дискуссии. И тогда вступает "наблюдатель", подводит итоги обсуждения на текущий момент, чтобы класс лучше сориентировался в ходе дальнейшего обсуждения.

Подведение текущих итогов обсуждения учителем:

- резюме по основной теме;

- обзор представленных данных, сведений;

- суммирование того, что уже обсуждено, и предъявление вопросов, подлежащих дальнейшему обсуждению;

- переформулирование, пересказ всех сделанных к данному моменту выводов;

- анализ хода обсуждения.

Общий итог должен стать ориентиром для перехода к изучению следующей темы.
Считаю очень удачными комплекты ЦОР, используемые мною в работе:

«Русский язык» (первые уроки), 1 класс «Капельки солнца», «Моя любимая азбука» Бунеев Р. Н., Бунеева Е. В.,Пронина О. В.;

УМК «Русский язык» 1-4 кл Репкин В. В., Восторгова Е. В., Некрасова Т. В., Чеботкова Л. В.;

«Прекрасное рядом с тобой» Куревина О. А., Лутцева Е. А.;

Инновационный интегрированный УМК «Начальная школа 1-4 классы»;

«Математика в начальной школе» «Институт новых технологий» Арифметика, 2 класс

и другие.

Я разработала урок обучения грамоте с применением ЦОР по Программному учебно – методическому комплекту «Гармония» по учебнику «Азбука» Н. М. Бетеньковой, В. Г. Горецкого, Д. С. Фонина. В данное время работаю по учебнику «Русский язык. К тайнам нашего языка» М. С. Соловейчик, Н. С. Кузьменко. За счёт того, что я использовала ЦОР по предмету обучения грамоте, моим ученикам легко решать орфографические задачи на уроках русского языка, писать диктовки. Герои – анимашки учат их рассуждать. Им очень нравиться помогать, например Роботу.

Эффективность применения цифровых образовательных ресурсов Единой коллекции мотивировало меня на творчество, главным девизом которого стало «не навредить».

Это как раз тот случай, когда качество обучения не зависит от количества ЦОР, применяемых на одном уроке. Важно, что бы материал был проработан, уместен на данном этапе данного урока. Результативность их применения мною доказана временем апробации применения и внедрением в учебный процесс. Преимущество применения нельзя переоценить. В условиях продуманного использования в проекте программного материала их реальность велика.



Всё гениальное просто использовать, сложнее создавать. Хочу выразить свою благодарность создателям ЦОР.


База данных защищена авторским правом ©refedu.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница